Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
председатель Комиссии:
Ключникова Е.В. - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии:
Павленко А.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,
Винницкая П.Д. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии посредством видеооконференц-связи представителей:
Государственного казенного учреждения Тверской области "Центр организации дорожного движения" (далее - Заказчик): *** (по доверенности), *** (по доверенности), ***. (по доверенности);
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности);
ООО "ТверьЛайн" (далее - Заявитель): ***. (по протоколу), *** (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Заявителя и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 06.12.2022 поступила жалоба Заявителя на действия/бездействие Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet на 2023 год (извещение от 29.11.2022 N 0136500001122006553 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
Согласно доводам Заявителя:
1) Заказчиком установлены противоречивые требования в описании объекта закупки;
2) Заказчиком неправомерно установлены требования к оборудованию, которое будет использоваться в процессе исполнения контракта;
3) раздел VI технического задания содержит принуждение Исполнителя к оказанию Заказчик) ряда несвойственных ему услуг в сфере защиты информации, не являющихся предметом закупки, технологически не связанных с предметом закупки;
4) Заказчиком неправомерно требуется выписка из предусмотренного Федеральным законом реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
5) Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении лицензий подпунктами 4.2 и 4.3 пункта 2.2. Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 29.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 34 200 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 07.12.2022;
4) дата проведения Аукциона - 07.12.2022, по окончании срока подачи заявок подано 3 (три) ценовых предложения;
5) дата подведения итогов Аукциона - 07.12.2022, две заявки признаны соответствующими требованиям Аукциона, определен победитель.
1. На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно строкам 2, 3, 6 таблицы размещенной в пункте IV "Требования к качеству, безопасности, характеристикам и результату оказания услуг" Описания объекта закупки (Техническое задание) на оказание услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet (далее - Техническое задание) установлены следующие требования:
Наименование требования |
Значение требования |
Основание внесения требования |
При организации защищённых каналов связи по соответствующим пунктам таблицы п. II, за исключением позиций NN 106 и 107, использовать и передать Заказчику на весь срок оказания услуг сертифицированные ФСБ России и ФСТЭК России программно-аппаратные комплексы криптографической защиты информации с классом криптозащиты не ниже КС3, совместимые с имеющимся у Заказчика Центром управления "ViPNet Administrator"* производства ОАО "ИнфоТеКС" (сеть N 14564) , за исключением позиций NN 106 и 107 таблицы п. II. |
Наличие |
В целях исполнения требований ГОСТ N Р 57144-2016, Указа Президента РФ N 351 от 17.03.2008 и Приказа ФСБ России N 378 от 10.07.2014. |
Все используемые при организации защищённых каналов связи программно-аппаратные комплексы криптографической защиты информации, за исключением позиций NN 104 и 105 таблицы п. II, должны управляться посредством имеющегося у Заказчика Центра управления "ViPNet Administrator"* производства ОАО "ИнфоТеКС" (сеть N 14564). |
Наличие |
В целях осуществления приёмки и последующего контроля работоспособности защищенных каналов связи со стороны Заказчика и недопущения внесения Исполнителем или третьими лицами изменений в настройки программно-аппаратных комплексов криптографической защиты информации после приёмки Заказчиком защищённых каналов связи в пользование. |
Все используемые при организации защищённых каналов связи программно-аппаратные комплексы криптографической защиты информации должны быть сертифицированы (иметь действующий сертификат соответствия ФСБ России на соответствие требованиям к средствам криптографической защиты информации класса КС3 и действующий сертификат соответствия ФСТЭК России на соответствие требованиям по безопасности информации, установленным в документах "Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий" (ФСТЭК России, 2020) по 4 уровню доверия, "Требования к межсетевым экранам" (ФСТЭК России, 2016), "Профиль защиты межсетевых экранов типа А четвертого класса защиты. ИТ.МЭ.А4.ПЗ" (ФСТЭК России, 2016), полностью совместимы и должны управляться посредством имеющегося центра управления защищенной сетью "ViPNet Administrator", производства ОАО "ИнфоТеКС" (сеть N 14564). В целях защиты каналов связи должны применяться программно-аппаратные комплексы криптографической защиты информации ViPNet Coordinator производства ОАО "ИнфоТеКС" (сеть N 14564). В местах эксплуатации от -40о C до +60о C на каналах связи должны устанавливаться ПАК ViPNet Coordinator IG10 (или аналогичный ПАК ViPNet Coordinator с более высокими характеристиками). |
Наличие |
Указа Президента РФ N 351 от 17.03.2008 и Приказа ФСБ России N 378 от 10.07.2014. |
Согласно доводу жалобы, Требования 2 и 3 строки таблицы содержат взаимоисключающие номера позиций таблицы раздела (Перечень и требования к каналам связи, предоставляемым для передачи данных), вторая строка обязывает использовать средство криптозащиты информации (далее - "СКЗИ") "ViPNet" в криптосети Заказчика (N 14564) везде кроме позиций NN 106 и 107 вышеуказанной таблицы каналов связи. Третья строка таблицы требований обязывает управлять всеми СКЗИ Исполнителя, за исключением позиций NN 104 и 105 таблицы п. II, посредством имеющегося у Заказчика Центра управления "ViPNet Administrator" производства ОАО "ИнфоТеКС" (сеть N 14564). Следовательно, по мнению Заявителя, СКЗИ, установленные на позициях NN 106 и 107 всё же должны управляться из Центра управления "ViPNet Administrator" Сети N 14564.
Заказчик пояснил, что допущена техническая ошибка. При этом, руководствоваться необходимо Перечнем и требованиями к каналам связи, предоставляемым для передачи данных, установленных в разделе III технического задания.
Также, Заявитель указывает, что Шестая строка таблицы требований, в нарушение Типовой схемы раздела "V" ТЗ (Подключение другого оборудования заказчика (АРМ, рабочая ЛВС и т.п.) к сервисам ЕПО "Паутина" через защищённые канаты связи, место оказания услуг по адресу из таблицы п. II NN 104 и 105)* отменяет все ранее принятые исключения (указанные в строках 2 и 3) и, таким образом, обязывает Исполнителя установить в позициях NN 104, 105, 106 и 107 СКЗИ, находящиеся в Сети N 14564 и управляемые из Центра управления "ViPNet Administrator" Заказчика.
Заказчик пояснил, что во второй строке таблицы раздела IV Требования к качеству, безопасности, характеристикам и результату оказания услуг ТЗ была допущена техническая ошибка. Руководствоваться необходимо Перечнем и требованиями к каналам связи, предоставляемым для передачи данных, установленных в разделе III технического задания.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно строке 6 таблицы размещенной в пункте IV "Требования к качеству, безопасности, характеристикам и результату оказания услуг":
"В целях защиты каналов связи должны применяться программно-аппаратные комплексы криптографической защиты информации ViPNet Coordinator производства ОАО "ИнфоТеКС" (сеть N 14564). В местах эксплуатации от -40о C до +60о C на каналах связи должны устанавливаться ПАК ViPNet Coordinator IG10 (или аналогичный ПАК ViPNet Coordinator с более высокими характеристиками)".
Согласно пояснениям Заказчика, термин "более высокие характеристики" подразумевает характеристики оборудования, имеющие улучшенные параметры. Опять же, в ТЗ не указаны конкретные требования к оборудованию, только сама марка - соответственно поставляемое оборудование можно улучшать по любой из имеющихся характеристик, включая цветовой окрас поставляемого устройства.
Таким образом, в Извещении и размещенных приложениях в рамках рассматриваемой закупки не указаны конкретные характеристики, требуемые Заказчиком, а также расшифровка термина "более высокие характеристики".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы, раздел VI содержит принуждение Исполнителя к оказанию ряда несвойственных ему услуг в сфере защиты информации, не являющихся предметом закупки, технологически не связанных с предметом закупки и не предусмотренных предметом государственного контракта и используемых КТРУ, но при этом требующих от Исполнителя предоставления копий дополнительных лицензий. Так, по мнению Заявителя, необходимо удалить раздел VI из ТЗ полностью, поскольку:
а) Предоставление (передача) средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) в пользование на период оказания Услуги невозможно;
б) Предмет закупки и используемые КТРУ не требуют от Исполнителя монтажа, установки (инсталляции), наладки шифровальных (криптографических) средств Заказчика;
в) Предмет закупки и используемые КТРУ исключают заказ услуг, которые должны быть предметом отдельной закупки и относятся не к предоставлению виртуальных каналов связи Ethernet, а к защите информации и сервисному обслуживанию оборудования и ПО Заказчика;
г) В рамках предмета закупки и используемых КТРУ Заказчик не имеет права дополнительно требовать от Исполнителя доставку СКЗИ на "каждый объект" и их монтаж там;
д) Заказчик не в праве заказывать услуги технического сопровождения принадлежащих ему- СКЗИ;
е) В рамках предмета закупки и используемых КТРУ Заказчик не имеет права заказывать услуги контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.
Заказчиком для объекта закупки установлен код ОКПД 2: "Услуги по передаче данных по проводным телекоммуникационным сетям прочие".
Представитель заказчика пояснил, что все приведенные в Описании объекта закупки требования являются функционально и технологически взаимосвязанными и обеспечивают достижение целей и задач оказания услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet, в том числе защиту информации, передаваемой по предоставляемым защищенным каналам связи и бесперебойное функционирование системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения с использованием средств фотовидеофиксации в Тверской области.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик самостоятельно разрабатывает и утверждает Извещение об осуществлении закупки, в том числе техническое задание и проект контракта, которые содержат условия и порядок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также требования к качеству, характеристикам соответствующих товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что данные требования Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
4. Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.1.1. Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению установлено следующее:
"Дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Федеральным законом реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Федеральным законом реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация".
Таким образом, Перечень, предусмотренный заказчиком в пункте 2.1.1. Требований, в том числе формулировка пункта "б", полностью соответствует пункту 4 Постановления Правительства N2571.
5. На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 4 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"4.1) выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на оказание услуг связи по представлению каналов связи.
или
документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии на оказание услуг связи по представлению каналов связи.
4.2) выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств с видом работ предусмотренным пунктами 12, 14, 20, 21, 23, 27, 28 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313.
или
документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств с видом работ предусмотренным пунктами 12, 14, 20, 21, 23, 27, 28 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313.
4.3) выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, с видами работ и услуг предусмотренные подпунктами "б" и "е" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации":
Виды работ и услуг, предусмотренные подпунктами "б" и "е" до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N541* |
Виды работ и услуг, предусмотренные подпунктами "б" и "е" после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N541* |
б) контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации. е) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации) |
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации. е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации) |
или
документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, с видами работ и услуг предусмотренные подпунктами "б" и "е" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации":
Виды работ и услуг, предусмотренные подпунктами "б" и "е" до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N541* |
Виды работ и услуг, предусмотренные подпунктами "б" и "е" после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N541* |
б) контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации. е) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации) |
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации. е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации) |
По мнению Заявителя, указанные виды работ NN 20, 21, 23 и 28 в подпункте 4.2 Требований не относятся к предмету закупки и используемым КТРУ, поскольку являются услугами (работами) в области защиты информации (КТРУ 74.90.20.140) и должны заказываться отельной закупкой, в связи с чем требование о предоставлении данной лицензии незаконно.
Постановлением Правительства от 16.04.2012 N 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение N313).
В соответствии с пунктом 5 Положения N 313, лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Лицензированию подлежит выполнение работ (оказание услуг), определенных Перечнем, являющимся приложением к Положению N313.
Пункты 12, 14, 20, 21, 23, 27, 28 приложением к Положению N313 предусматривают следующие виды выполняемых работ и оказываемых услуг:
12. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
20. Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
21. Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
27. Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации;
28. Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.
Согласно пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа, пункт 20 установлен в связи с требованиями по обеспечению технической поддержки функционирования защищенных каналов связи, по защите каналов связи, в том числе по настройке и сопровождение имеющего у Заказчика ПО ViPNet Administrator, техническому сопровождению СКЗИ; пункт 21 установлен в связи с требованиями по передаче Заказчику на весь срок оказания услуг сертифицированных ФСБ России и ФСТЭК России программно-аппаратных комплексов криптографической защиты информации, предоставление (передача) средств криптографической защиты информации в пользование на период оказания Услуги; пункт 23 установлен в связи с требованиями по предоставлению защищенных каналов связи, предоставлением (передаче) средств криптографической защиты информации в пользование на период оказания Услуги; пункт 28 установлен в связи с требованиями по предоставлению защищенных каналов связи, по обеспечению технической поддержки функционирования защищенных каналов связи, по осуществлению не реже одного раза в квартал контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Извещении требование о предоставлении лицензии по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств с видом работ предусмотренным пунктами 12, 14, 20, 21, 23, 27, 28 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 не противоречит Закону о контрактной системе.
Также Заявителем обжалуется, требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, с видами работ и услуг предусмотренные подпунктами "б" и "е" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", установлен порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Согласно пункту 6.5.3 ГОСТ Р 57144-2016, основными объектами использования, получаемыми комплексом фото-видеофиксации при съёмке, являются:
- полностью распознанный государственный регистрационный знак транспортного средства;
- информацию о времени фотовидеофиксации в форматах по ГОСТ ИСО 8601;
- заводской номер технического средства автоматической фотовидеофиксации;
- геопозицию технического средства автоматической фотовидеофиксации;
- информацию, позволяющую идентифицировать техническое средство автоматической фотовидеофиксации, в том числе информацию о его расположении;
- наименование административного правонарушения;
- информацию о границах зоны контроля технического средства автоматической фотовидеофиксации (для систем с алгоритмом трекинга транспортных средств).
Государственный регистрационный номер транспортного средства - индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением (пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ). Таким образом, названный номер является средством идентификации транспортного средства, а не физического лица. Сам по себе, без дополнительной информации, позволяющей соотнести его с конкретным субъектом и идентифицировать этого субъекта, госномер не является персональными данными.
Заказчиком на заседании комиссии не представлено доказательств, что в рамках проводимой закупки исполнителем будет осуществлена деятельность по защите конфиденциальной информации, а также, что исполнитель будет иметь доступ к какой-либо конфиденциальной информации.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено излишнее требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, с видами работ и услуг предусмотренные подпунктами "б" и "е" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", что нарушает часть 6 статьи 31 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТверьЛайн" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела 05-6/1-216-2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 декабря 2022 г. N 05-6/1-216-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022