Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 декабря 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУЗ "Псковская областная инфекционная клиническая больница" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя Кутеповой Ирины Витальевны, (121471, г.Москва, ул.Багрицкого д.51, кв.83; ИНН 773125200808), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги для офисной техники белая (идентификационный номер: 1442-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001419),
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Кутеповой Ирины Витальевны, (121471, г.Москва, ул.Багрицкого д.51, кв.83; ИНН 773125200808), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги для офисной техники белая (идентификационный номер: 1442-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001419).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 07 декабря 2022 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва объявленного 06.12.2022 в 11.30, в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000321001419 о проведении совместного электронного аукциона - 22.12.2021 15:22.
2) Начальная (максимальная) цена контрактов - 7 907 952,80 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.01.2022 N0157200000321001419-6 подано 3 заявки, одна отклонена , в связи с непредставлением документов, победителем признана ИП Кутепова И.В..
5) 24.01.2022 Заказчиком заключен государственный контракт N01/22/44 на поставку бумаги для офисной техники белой с ИП Кутеповой И.В., с ценой контракта 721 358,40 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется на условиях настоящего контракта осуществить поставку бумаги для офисной техники белой (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Пунктом 3.1. контракта установлено, что поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику в соответствии со спецификацией (Приложение N1 к настоящему Контракту), по заявке Заказчика в течение 30 календарных дней с даты поступления такой заявки, но не ранее 11.01.2022 года. Поставка товара разовая.
18.03.2022 ИП предложила изменить существенные условия контракта, поскольку производитель бумаги приостановил отгрузку товара.
Письменного ответа от Заказчика не поступило.
07.06.2022 ИП повторно предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Письменного ответа от Заказчика не поступило.
24.10.2022 ИП предлагает увеличить цену контракта.
Письменного ответа от Заказчика не поступило.
На запрос антимонопольного органа предоставить переписку с ИП также ничего не предоставлено.
16.11.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.11.2022 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2. контракта, расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
16.11.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.11.2022 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений Индивидуального предпринимателя, 05.03.2022 от производителя товара получено письмо о сокращении количества производства и о возможной полной приостановке производства, вызванной перебоями в поставке критически важного сырья из стран Европы. С 13.05.2022 года и по настоящее время производитель товара полностью остановил производство и отгрузку товара. Сложившаяся ситуация на рынке офисной бумаги ситуация весной 2022 года в части увеличения стоимости и проблем с поставками не позволяла планировать дальнейшие поставки товара и возврат к ценам уровня февраля 2022 года, в связи с чем Поставщиком в адрес Заказчика направлено предложение о расторжении контракта по соглашению Сторон.
В настоящее время сумма за пачку бумаги в большинстве случаев превышает 350 рублей, и лишь в редких случаях составляет 340 рублей. При закупке бумаги по цене 340 рублей/пачка, а также оплате прочих расходов: доставка товара - не менее 30 000 рублей, разгрузка - не менее 4000 рублей, финансовые потери составят не менее 56 896 рублей.
Данное обстоятельство - резкое увеличение цен на офисную бумагу подтверждается и заявлениями пресс-служб органов Прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы, инициировавшими проверки по данному факту. За последние 3 года по 44-ФЗ нами подписано и выполнено 50 государственных контрактах на общую сумму более 10 000 000 рублей.
Обществом в рамках процедуры 0157200000321001419 заключено 33 (тридцать три) Контракта, из которых исполнено в полном объеме 26 Контрактов, 1 контракт исполнен не в полном объеме.
Умысла на уклонение от подписания контракта с нашей стороны не было, что, в свою очередь, не снимает с нас ответственности. Также просим учесть особенность нашей деятельности, основным источником дохода которой является участие в госзакупках.
Комиссия, учитывая материалы дела, цену контракта несоразмерную мере наказания, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения направленные ГБУЗ "Псковская областная инфекционная клиническая больница" в отношении Индивидуального предпринимателя Кутеповой Ирины Витальевны, (121471, г.Москва, ул.Багрицкого д.51, кв.83; ИНН 773125200808), в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги для офисной техники белая (идентификационный номер: 1442-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001419), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 декабря 2022 г. N РНП 060/95-475/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022