Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой камеральной (выборочной) проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок ___..., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок ___...,., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок ___...,., с участием:
- заказчик, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (далее - ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ, заказчик), обеспечил участие представителя по доверенности ___...,.,
- оператор электронной площадки, РТС-тендер, представителя не направил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом.
осуществив внеплановую камеральную (выборочную) проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о закупках при проведении заказчиком, государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница, комиссией по осуществлению закупок, аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (стерилизатор воздушный (сухожаровой)), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение 0371300045622000140) на основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Ярославского УФАС России от 01.12.2022 N 217/22, 02.12.2022 N 228/22,
установила:
Заказчиком, ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 15.06.2022 размещено извещение N 0371300045622000140 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (стерилизатор воздушный (сухожаровой)), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 183 936,88 рублей.
1) Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта (в форме электронного документа).
В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт может быть включено в числе прочего условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В извещении, сформированном с использованием единой информационной системы, в графе "Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ" указано следующее:
"Нет".
В то же время в соответствии с положениями пунктов 12.4-12.6 Приложения N 4 "Проект контракта" извещения предусмотрено следующее:
"12.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
12.5. В случае если Заказчиком проведена экспертиза поставленного Оборудования с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного Оборудования в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
12.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика".
На основании изложенного, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что в приведенных положениях извещения об осуществлении закупки информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлена заказчиком противоречивым, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки образом (с одной стороны, в извещение об осуществлении закупки, сформированном с использованием единой информационной системы, указано, что возможность одностороннего отказа от исполнения контракта не предусмотрена; с другой стороны, в соответствии с положениями пунктов 12.4-12.6 Приложения N 4 "Проект контракта" извещения такая возможность у сторон контракта имеется), что, свою очередь, является нарушением пункта 20 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
2) Согласно пункту 5 части статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
Проанализировав содержание извещения, сформированном с использованием единой информационной системы, должностное лицо Ярославского УФАС России установило, что заказчиком товар закупается в соответствии с позицией КТРУ 32.50.12.190-00000029 Стерилизатор сухожаровой (включена в каталог 29.03.2021, обязательна к применению с 15.06.2021).
При этом, согласно Приложению N 1 "Описание объекта закупки" к извещению, заказчиком товар закупается в соответствии с позицией КТРУ 32.50.12.190-00000026 Стерилизатор сухожаровой (включена в каталог 29.03.2021, обязательна к применению с 15.06.2021).
На основании изложенного, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что в приведенных положениях извещения об осуществлении закупки информация, предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлена заказчиком противоречивым, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки образом (с одной стороны, в извещение об осуществлении закупки, сформированном с использованием единой информационной системы, указано, что закупаемый товар отнесен к позиции КТРУ 32.50.12.190-00000029; с другой стороны, в соответствии с положениями Приложению N 1 "Описание объекта закупки" к извещению закупаемый товар отнесен к позиции КТРУ 32.50.12.190-00000026), что, свою очередь, является нарушением пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенное заказчиком при проведении рассматриваемой закупки, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекцией установлено, что по итогам проведения рассматриваемой процедуры на момент принятия настоящего решения заключен контракт.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
1. Признать заказчика, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963), нарушившим пункты 5 и 20 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (стерилизатор воздушный (сухожаровой)), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение 0371300045622000140).
2. Не выдавать заказчику, государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения, поскольку на дату проведения проверки заказчиком заключен контракт.
3. Передать материалы проверок уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции ___...,
Члены Инспекции: ___...,
___...,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 декабря 2022 г. N 286П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022