Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок ____.., членов Инспекции: начальник отдела органов власти и рекламы ____.., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ____..,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Марикон" (далее также - ООО "Марикон", подрядчик) - представителя не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" (далее - ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении сведений и.о. директора ____.., ____.., ____.., ____..
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные государственным образовательным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" в отношении ООО "Марикон", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, порядка расторжения контракта от 18.07.2022 N 53 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а (извещение N 0171200001922002161), заключенного с ООО "Марикон", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 02.12.2022 N 222/22,
а также рассмотрев ходатайство ООО "Марикон" об отложении заседания Инспекции на более позднюю дату,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России заказчик, ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Марикон", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контракта от 18.07.2022 N 53 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а (извещение N 0171200001922002161).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
18.06.2022 г. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", именуемое в дальнейшем "аказчик", в лице директора Кочеткова Андрея Валентиновича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Марикон", именуемое в дальнейшем "подрядчик", в лице директора Слоян Грачья Сиабандои, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ), по результатам проведения закупки (протокол от 07.07.2022 года), заключили контракт N 53 (далее - контракт N 53 от 18.06.2022, контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а (далее - работы, объект) в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Контракту).
Разделом 2 контракта предусмотрено следующее:
2.1. Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта до 30 сентября 2022 года. Работы проводятся в соответствии с графиком производства работ, который предоставляется подрядчиком по форме, установленной приложением N 2 к Техническому заданию.
2.2. Подрядчик имеет право выполнить Работы досрочно по согласованию с Заказчиком.
2.3. Место выполнения работ: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а.
Согласно пункту 5.1. подрядчик обязан:
5.1.2. Обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию).
5.1.3. Обеспечить поставку необходимых для выполнения работ на объекте материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение.
5.1.4. Обеспечить качество выполнения всех работ в полном соответствии с условиями Контракта и приложений к нему с соблюдением требований ГОСТ, СНиП в соответствии с нормативно-техническими документами, обязательными при выполнении подрядных работ.
5.1.11. Своевременно представлять заказчику всю необходимую информацию о ходе выполнения работ на Объекте.
5.1.12. На дату завершения всего объема работ представить заказчику техническую исполнительную документацию в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Контракту), а так же разместить документ о приемке в соответствии с разделом 8 контракта.
5.1.13. Представлять заказчику Исполнительную документацию, включающую в себя (при наличии): общий журнал работ; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; акты приемки инженерных систем; сертификаты и/или технические паспорта и/или иные документы, удостоверяющие качество и безопасность применяемых материалов в соответствии с требованиями качества и безопасности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; иные документы, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.1.14. Предоставить заказчику график производства работ (Приложение N 2 к Техническому заданию) в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта. В графике производства работ подрядчику необходимо указать виды работ в соответствии со проектной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию) и сроки выполнения данных видов работ.
На основании пункта 6. 1. заказчик обязан:
6.1.3. Обеспечивать контроль над своевременным выполнением подрядчиком указаний, предписаний и замечаний со стороны Заказчика, по вопросам качества выполняемой Работы, соответствия выполненной Работы разделам проектной документации (Приложение N 1 к Техническому заданию).
6.1.4. Осуществлять контроль за соблюдением подрядчиком сроков выполнения Работ по графику производства работ (Приложение N 2 к Техническому заданию).
6.1.5. Оказывать содействие подрядчику при выполнении Работы по Контракту.
6.1.6. Выполнить иные обязательства, предусмотренные Контрактом.
В силу пункта 6.2. заказчик имеет право:
6.2.1. Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемой Работы, соблюдением сроков ее выполнения, соблюдением условий Контракта не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
6.2.2. Запрашивать у подрядчика информацию о ходе и состоянии выполняемой Работы.
6.2.3. Требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта.
6.2.4. Требовать от подрядчика представления надлежащим образом оформленной исполнительной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с Контрактом.
Как было установлено на заседании Инспекции, в нарушении пункта 2.1. контракта подрядчиком график производства работ не был предоставлен, в связи с чем заказчиком в адрес подрядчика была направлена претензия о необходимости предоставления графика производства работ исх.N 316-1-17 от 08.08.2022.
09.08.2022 года заказчиком в адрес подрядчика была направлена повторная претензия о необходимости предоставления графика производства работ по форме, установленной приложением N2 к Техническому заданию, являющегося неотъемлемой частью контракта N 53 от 18.06.2022 (исх. N318-l-17 от 09.08.2022).
09.08.2022 по электронной почте направлялись извещения в адрес подрядчика и в адрес ООО "Ярдорпроект" (с которым Заказчиком 19.07.2022 года заключен договор N11/07 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением строительно-монтажных работ в рамках проведения капитального ремонта кровли здания по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Блюхера, д,26а) о проведении совещания 10.08.2022 по исполнению контракта N 53 от 18.06.2022
На совещании, состоявшемся 10.08.2022 в 15.00. с участием работников заказчика, подрядчика, директора ООО "Ярдорпроект"; директор ООО "Марикон" Слоян Г.С. обещал предоставить график производства работ на следующий день - 11.08.2022 года. Однако график производства работ подрядчиком так и не был представлен.
24.08.2022 в адрес Подрядчика была направлена очередная претензия по вопросу непредоставления графика производства работ исх. N344-1-17.
Подрядчиком был предоставлен график производства работ лишь 26.08.2022 года после неоднократно направленных в его адрес Заказчиком претензий.
06.09.2022 подрядчику направлена претензия исх. N365-l-17 о нарушении графика производства работ, которым предусмотрена закупка и завоз материала с 20.08.2022 по 30.08.2022 года, с 31.08.2022 по 10.09.2022 года разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали поясков, сандриков, желобов, отливов и т.п., однако на 06.09.2022 завоз материалов не осуществлен, к производству работ Подрядчик не приступил.
12.09.2022 подрядчику направлена претензия исх. N375-l-1717 о нарушении графика производства работ, которым предусмотрено с 11.09.2022 по 15.09.2022 года разборка покрытий кровель из рулонных материалов, однако к производству работ подрядчик не приступил.
16.09.2022 подрядчику направлена претензия исх. N387-l-1717 о нарушении графика производства работ, которым предусмотрено с 15.09.2022 устройство выравнивающих стяжек цементно-песчаных толщиной 60 мм, разборка утепления покрытий керамзитом, устройство пароизоляции прокладочной, и т.д., однако несмотря на неоднократные обещания подрядчика, претензии Заказчика к подрядчику к производству работ последний так и не приступил.
29.09.2022 заказчик направил в адрес ООО "Марикон" претензию исх. N412-l-17 о нарушении графика производства работ, которым предусмотрено с 15.09.2022 года по 29.09.2022 года устройство выравнивающих стяжек цементно-песчаных толщиной 60 мм, разборка утепления покрытий керамзитом, устройство пароизоляции прокладочной, ремонт штукатурки гладких фасадов и огрунтовка оснований из бетона, утепление покрытий керамзитом, устройство выравнивающих стяжек и армирование подстилающих слоев, устройство кровель плоских, устройство примыканий из наплавляемых материалов, устройство мелких покрытий (брантмауэры, парапеты и т.п.), однако несмотря на наличие претензий обязанности по контракту N 53 от 18.06.2022 подрядчик не исполнил.
29.09.2022 комиссией в составе работников Заказчика и ООО "Ярдорпроект" подготовлен акт обследования кровли здания по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Блюхера, д.26а, согласно которому к выполнению работ подрядчик не приступил.
30.09.2022 года Заказчиком принимается решение о расторжении контракта N 53 от 18.06.2022 в одностороннем порядке, однако 30.09.2022 года подрядчик завез инструменты и оборудование для производства работ, т.е. с его стороны имелись конкретные намерения для исполнения обязательств по контракту N 53 от 18.06.2022, в связи с чем информация о расторжении Контракта в ЕИС не была размещена.
Как пояснили представители заказчика: "на неоднократно проводимых совещаниях с участием подрядчика, последний просил войти в его положение, поскольку он заказал керамзит улучшенного качества, который возможно приобрести только в другом регионе, имелись проблемы с логистикой - доставкой данного керамзита, обещал, что работы обязательно будут выполнены качественно". В связи с чем, заказчик давал возможность ООО "Марикон" закончить работы по контракту за рамками срока выполнения работ.
Подрядчик приступил к выполнению работ лишь 04.10.2022, однако работы были выполнены частично, при этом они выполнлись периодически с большим интервалом, о чем свидетельствуют акты обследования кровли здания от 20.10.2022, 26.10.2022 года.
27.10.2022 исх. N459-l-17 подрядчику направлена претензия о необходимости срочного завершения работ.
В результате снятия подрядчиком кровельного покрытия здания площадью 168 кв. м от общей площади крыши здания 375 кв. м, подлежащей ремонту, выполнения ремонтных работ не должным образом, с нарушением строительных норм и правил (бетонная стяжка залита не на всей площади демонтированной крыши) и погодных условий - проливного дождя 11.11.2022 года произошел залив помещений второго этажа здания (что привело к значительному ущербу для Г ОБУ ДПС) ЯО УМЦ ГОЧС), о чем составлен акт N1 о последствиях залива помещений 2 этажа от 11.11.2022 года комиссией из работников Заказчика и ООО "Ярдорпроект".
11.11.2022 года комиссией также составлен акт обследования кровли здания по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул, Блюхера, д.26а и направлена претензия исх. N477-1-17.
Факт причинения ущерба имуществу ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, подтверждается актом осмотра общества с ограниченной ответственностью "Профит". Проведен осмотр и составлен акт по наружному осмотру от 17.11.2022 N3070/22, также было подготовлено экспертное заключение N3070/22 о стоимости затрат на устранение повреждений недвижимого и движимого имущества, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, д,26а в размере 335192,43 (триста тридцать пять тысяч сто девяносто два) руб. 43 коп.
11.11.2022 исх. N477-l-17 подрядчику снова направлена претензия о необходимости срочного завершения работ.
С 16.11.2022 подрядчик перестал появляться на объекте.
18.11.2022 в связи с невыполнением подрядчиком обязательств в полном объеме, а также в связи с неоднократным нарушением подрядчиком графика производства работ по контракту, заказчик принял решение о расторжении контракта N 53 от 18.06.2022 в одностороннем порядке.
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 11.5 контракта установлено, что стороны вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
18.11.2022 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 53 от 18.06.2022 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
18.11.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта Подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 28.11.2022.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
01.12.2022 заказчик с учетом части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо было направил в Ярославское УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Марикон", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 53 от 18.06.2022.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Марикон" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 53 от 18.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а (извещение N 0171200001922002161), повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку ООО "Марикон" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "Марикон" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседание Инспекции ООО "Марикон" явку представителя не обеспечил. Директор общества направил письменные пояснения в которых указал, что контракт N 53 от 18.07.2022 был расторгнут по соглашению сторон, и в которых попросил отложить заседании Инспекции на более позднюю дату в связи со своим плохим самочувствием.
Рассмотрев пояснения директора ООО "Марикон" Инспекция установила следующее.
Поскольку на 09.09.2022 года у Подрядчика для проведения работ были проблемы с доставкой керамзита, ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС предложило расторгнуть контракт N 53 от 18.07.2022 по соглашению сторон, 09.09.2022 исх.-369-1-17 был направлен проект соглашения для рассмотрения и подписания до 13.09.2022 года.
По телефону директор ООО "Марикон" Слоян Г.С. сообщил, что он готов подписать соглашение о расторжении контракта N 53 от 18.07.2022, но, поскольку он находится в другом регионе по семейным обстоятельствам, просил изменить в сопроводительном письме срок, до которого он должен подписать соглашение - до 16.09.2022 года, сообщил по телефону, что подпишет соглашение по приезду до 16.09.2022 года. Заказчик подготовил проект соглашения с сопроводительным письмом от 13.09.2022 исх. N377-l-17, в котором было указан иной срок, до которого он должен подписать соглашение - до 16.09.2022 года.
Однако проект соглашения Подрядчиком до указанного срока не был подписан, в связи с чем 21.09.2022 исх. .N397-l-17 ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС уведомило подрядчика - ООО "Марикон" по электронной почте, что направленные в его адрес от 09.09.2022 N369-l-17, от 13.09.2022 N377-l-17 проекты соглашения считать недействительными ввиду неподписания со стороны Подрядчика в указанные сроки. Данное уведомление было доставлено адресату и принято 23.09.2022 года по электронной почте.
Уведомление от 21.09.2022 исх. N397-l-17 также направлялось почтовым отправлением, однако адресат не стал его получать и письмо вернулось обратно (за истечением срока хранения).
Кроме того, подрядчик приступил к выполнению работ 04.10.2022.
22.11.2022 подрядчик, после получения уведомления о расторжении Контракта в одностороннем порядке, направляет на электронную почту заказчика подписанное соглашение от 15.09.2022 о расторжении контракта N 53 от 18.07.2022 по соглашению сторон, в переписке указывая, что направляет соглашение о расторжении контракта, которое якобы утеряно заказчиком.
Однако, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что контракт N 53 от 18.07.2022 не был расторгнут по соглашению сторон 15.09.2022, что подтверждается выполнением 04.10.2022 подрядчиком работ на объекте.
Рассмотрев ходатайство ООО "Марикон" отложить заседании Инспекции на более позднюю дату в связи с плохим самочувствием директора, Комиссия приняла решение отказать в удовлетворении ходатайства, поскольку общество не представила документов, подтверждающих невозможность участия другого прдставителя по доверенности в рассмотрении сведений о включении/невключении сведений об ООО "Марикон" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ по контракту, ООО "Марикон" не представило, при этом, как считает Инспекция (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ООО "Марикон", подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе, должно было определить (оценить), имеется ли у него возможность выполнить необходимые работы по контракту.
Соответственно, ООО "Марикон" не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Подрядчик неоднократно был поставлен в известность заказчиком о нарушении сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом от 18.07.2022 г. N53 (о чем свидетельствуют письма от 12.09.2022 N375-l-1717, от 16.09.2022 N387-l-1717, от 29.09.2022 N412-l-17, 30.09.2022 N410-l-17, 27.10.2022 исх. N459-l-17, 11.11.2022 исх. N477-l-17, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.11.2022), однако не принял необходимых мер для выполнения обязанностей по контракту в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вреестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, ООО "Марикон" в рамках государственного контракта от 18.07.2022 N 53 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а не выполнило в полном объеме работы, являющиеся предметом контракта, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от ООО "Марикон"), повлекших за собой невозможность выполнения предусмотренных контрактом работ, ООО "Марикон" ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае Инспекцией не выявлено нарушений со стороны заказчика установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Марикон". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Следует отметить, что нормальное функционирование общественных отношений по удовлетворению публичных нужд в товарах, работах и услугах, связано не только с надлежащим выполнением заказчиками - органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями - своих обязанностей, но и также зависит от организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в данных отношениях в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Инспекцией также принято во внимание, что ненадлежащее исполнение со стороны ООО "Марикон" принятых обязательств в рамках заключенного между сторонами контракта привело к срыву социально значимой закупки, повлекло нарушение прав не только заказчика, но и прав граждан, проходящих обучение в ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС (произошел залив помещений второго этажа здания ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, кроме того в настоящее время на части крыши здания отсутствует кровельное покрытие).
Инспекцией установлено, что подрядчиком были нарушены положения части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, согласно которой подрядчик в соответствии с условиями контракта обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги к установленному контрактом сроку.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, порядка расторжения контракта от 18.07.2022 N 53 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а (извещение N 0171200001922002161), заключенного с ООО "Марикон", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные государственным образовательным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" (ИНН 7604097340, ОГРН 1067604084899) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марикон" (ИНН 7604322892, ОГРН 1177627010340, адрес: 150030, Ярославская область, г Ярославль, Московский пр-кт, д. 74, офис 403, директор и единственный учредитель - ____. (ИНН ____.), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО "Марикон" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным образовательным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", порядка расторжения контракта от 18.07.2022 N 53 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания по адресу: г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а (извещение N 0171200001922002161), заключенного с ООО "Марикон", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным образовательным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Марикон" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: ____.
Члены Инспекции: ____.
____.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 декабря 2022 г. N 05-03/307П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022