Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Национальная Экологическая Компания" на действия Заказчика КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по отходам опасным (оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса "Г" (фиксаж, рентгеновская пленка)) (извещение N 0820500000822007018) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как установил требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч. 1 ст.31 Закона N44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик в извещении о проведении аукциона установил требование о наличии у участника закупки действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающая перечень работ, в том числе:
сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности, утилизация отходов III класса опасности и/ или обезвреживанию отходов III класса опасности и/или размещению отходов III класса опасности), а именно:
а) вид (наименования) отходов: - пленка рентгеновская отработанная (код по ФККО 4 17 161 11 52 3)
- отходы фиксажных растворов при обработке рентгеновской пленки (код по ФККО - 4 17 212 01 10 3).
б) вид деятельности по отходам, указанным выше - сбор, транспортирование, утилизация и/или обезвреживание и/или размещение;
в) место осуществление лицензируемого вида деятельности в части транспортирования по отходам, указанным выше - объект, расположенный на территории Приморского края (на основании п. 30 ч. 1 ст. 12 N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности").
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ особенности лицензирования, в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление определенных в данном пункте видов деятельности.
Вместе с этим общие требования к форме, содержанию и действию лицензии в пространстве и времени определены Законом N 99-ФЗ.
Местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (пункт 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не требуется внесение изменений в реестр лицензий в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются это место и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий (часть 2 статьи 18).
Запись в реестре лицензий лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности содержит сведения о видах отходов I - IV классов опасности и (или) группах, подгруппах отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии, предусмотренным статьей 13 настоящего Федерального закона, и о соответствующих видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов видах деятельности, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 21 Федерального закона N 99-ФЗ.
Подпунктом 3 пункта 2 ст. 21 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что в Лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности.
Одновременно с этим Федеральным законом N 99-ФЗ предусмотрено, что
лицензируемая деятельность, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок уведомления приведен в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности":
"Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. В уведомлении указываются следующие сведения: <...> сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому месту, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
К уведомлению прилагается заявление о внесении изменений в реестр лицензий.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет".
Это так же подтверждается пунктами 8 и 9 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ: Лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем* а так же изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Частью 2 ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указано, что до внесения изменений в реестр лицензий, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением осуществления лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий
Из совокупности приведенных положений статьи 18 Закона N 99-ФЗ следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении мест, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
В свою очередь, специальное законодательство в отношении того или иного лицензируемого вида деятельности, не устанавливает требования ни к содержанию, ни к порядку оформления лицензии, а только определяет некоторые особенности, а именно: о порядке принятия решения о предоставлении лицензии, о сроке действия лицензии и порядке продления срока ее действия, приостановлении, возобновлении и аннулировании действия лицензии.
Приведенный выше установленный законодателем общий правовой подход к осуществлению лицензируемых видов деятельности, обусловлен, в том числе закрепленным в статье 9 Закона о лицензировании правилу оформления лицензии и её действию в пространстве и времени.
Так частью 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 2 и 4 данной статьи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии. Лицензия действует бессрочно.
В силу части 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Содержание части 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ относительно того, что в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не требуется внесение изменений в реестр лицензий в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются это место и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Место осуществление лицензируемого вида деятельности в части транспортирования по отходам - объект, расположенный на территории Приморского края (на основании п. 30 ч. 1 ст. 12 N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности");
Указанное правоприменение подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2022 г. N Ф03-4582/22 по делу N А24- 1362/2022).
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения лицензиата.
Также ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В силу ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:
класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
класс Б - эпидемиологически опасные отходы;
класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
класс Г - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
класс Д - радиоактивные отходы.
Критерии разделения медицинских отходов на классы определены в постановлении Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".
класс А - отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
класс Б - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
класс В - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1-2-й группы патогенности;
класс Г - наличие в их составе токсичных веществ;
класс Д - содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
В соответствии со ст.49 ФЗ от 21.11.2011 N323 " Об основах охраны здоровья граждан РФ" медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно пункта 157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека
Отходы класса Г в соответствии с пункта 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Следовательно, обращение с медицинскими отходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение промышленных отходов.
-отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N89 "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения ... "с медицинскими отходами"... регулируется Законодательством Российской Федерации, а отношения в области обращения ... "с медицинскими отходами за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства", регулируются ФЗ- N89. Пленка рентгеновская и фиксаж относиться к таким отходам. Заявитель жалобы отмечает, что правила обращения с медицинскими отходами регулируется иными специальными нормативными актами. Все классы медицинских отходов, (за исключением радиоактивных), а также биологических отходов, обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона N 89-ФЗ. (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 4 декабря 2017 г. N АА-10-04-32/26588 "О направлении разъяснений")
Согласно Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" планируемые к сбору, транспортированию, утилизации и/или обезвреживанию и/или размещению указанные ниже отходы медицинские находятся в перечне данного каталога а именно:
вид (наименования) отходов: - пленка рентгеновская отработанная (код по ФККО 4 17 161 11 52 3)
- отходы фиксажных растворов при обработке рентгеновской пленки (код по ФККО - 4 17 212 01 10 3).
Обращение промышленных отходов, согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ закон от 24 июня 1998 г. требует наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290). Требуемый Заказчику и закупаемый по правилам Закона вид услуг является лицензируемым видом деятельности, что закреплено пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N99-ФЗ
Следовательно, заказчик обязан требовать наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в составе заявки в случае проведения закупки услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г.
Тем самым заказчиком не допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т.к. установлены требования к участникам закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Национальная Экологическая Компания" на действия Заказчика КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по отходам опасным (оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса "Г" (фиксаж, рентгеновская пленка)) (извещение N 0820500000822007018) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 13 декабря 2022 г. N 025/06/49-1238/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022