Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.12.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "";
Члены Комиссии: "";
В присутствие представителей ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее-заказчик) "";
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленного, "" (далее - участник закупки, Общество, заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя, на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению слуховых аппаратов цифровых внутриушных для обеспечения ими инвалидов в 2023 году", извещение N 0234100000222000461, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения об электронном аукционе.
Из довода заявителя следует, что Заказчиком нарушены нормы Федерального закона N 44-ФЗ при размещении извещения, а именно:
1) Требование о пунктах выдачи г. Иркутск и Иркутская область является ограничением конкуренции;
2) Установление лицензии на осуществление медицинской деятельности является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3) Требования об оказании услуг собственными силами влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона;
4) Заказчиком не применён ГОСТ Р 51024-2012.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
28 ноября 2022 года в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение N 0234100000222000461 на Выполнение работ по изготовлению слуховых аппаратов цифровых внутриушных для обеспечения ими инвалидов в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 235 331 рублей 60 копеек.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно техническому заданию данного электронного аукциона наименование объекта закупки: Выполнение работ по изготовлению слуховых аппаратов цифровых внутриушных для обеспечения ими инвалидов в 2023 году. Также, помимо прочего указано, что аппарат слуховой внутриушной воздушной проводимости (слуховой аппарат цифровой внутриушной средней мощности) должен изготавливаться индивидуально по слепку слухового прохода конкретного получателя в специализированном учреждении, имеющим медицинскую лицензию. Место выполнения работ: в пунктах выполнения работ г. Иркутска и Иркутской области.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) и протезно-ортопедическими изделиями (далее - ПОИ) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилами обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) ПОИ, утвержденными правительством Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями" (далее - Правила).
Заказчик осуществляет закупки TCP и ПОИ за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Лица, признанные инвалидами, в соответствии с указанными Правилами на основании индивидуальных программ реабилитации или реабилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы, обеспечиваются TCP и ПОИ, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
Установленный статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Федерального закона N 44-ФЗ, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов получателей государственных услуг - граждан льготной категории, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, заказчик вправе определить такие требования к выполнению работ, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Деятельность регионального отделения Фонда направлена на социальную защиту инвалидов, систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, которая включает в себя реабилитацию и реабилитацию инвалидов.
На основании статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчиком в извещении об осуществлении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению слуховых аппаратов цифровых внутриушных для обеспечения ими инвалидов в 2023 году установлены требования к месту выполнения работ. Поскольку закупка на выполнение работ по изготовлению слуховых аппаратов цифровых внутриушных осуществляется в рамках обеспечения инвалидов, выполнение работ осуществляется в регионе проживания Получателей. Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона правомерно определено место выполнения работ "в пунктах выполнения работ г. Иркутска и Иркутской области".
Согласно пункту 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 апреля 2015 года N 178н, закреплено, что слухопротезирование является медицинской помощью по профилю "сурдология- оториноларингология".
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно описанию объекта закупки слуховые аппараты цифровые внутриушные должны изготавливаться индивидуально по слепку слухового прохода конкретного получателя в специализированном учреждении.
Заказчиком пояснено, что не все модели слуховых аппаратов требуют комплектации их ушными вкладышами. Ушные вкладыши требуются для заушных, карманных слуховых аппаратов, слуховых аппаратов в очковой оправе, слуховых аппаратов в виде дугообразного оголовья. Внутриушные слуховые аппараты в отличие от перечисленных размещаются внутри уха и состоят из одной части (корпуса), в который встроена электроника слухового аппарата. Корпус внутриушных слуховых аппаратов изготавливается по индивидуальному слепку ушного канала каждого пользователя и ушного вкладыша не требует.
Таким образом, проведение работ по изготовлению индивидуально по слепку слухового прохода конкретного получателя, в том числе проведение замеров для изготовления слуховых аппаратов цифровых внутриушных, осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности по профилю сурдология - оториноларингология, которая выдается в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция указана в Определении Верховного суда Российской Федерации от 03 октября 2016 года N 309-КГ16-12918 по делу N А76-23757/2015.
Следовательно, требования, установленные в документации о закупке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, соответствуют требованиям действующего законодательства и не устанавливают ограничений количества участников закупки.
Пункт 5.1.1 проекта Контракта предусматривает, что Исполнитель обязан выполнить работы, предусмотренные Государственным контрактом своими силами, оборудованием, техническими средствами и материалами, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Пунктом 5.1.13. проекта Контракта установлен запрет на привлечение третьих лиц (соисполнителей) для исполнения обязательств, предусмотренных Государственным контрактом.
Заказчиком пояснено, что условие извещения о проведении закупки, устанавливающее запрет на привлечение участником закупки для исполнения контракта, заключенного по результатам закупочных процедур, субподрядчиков или соисполнителей, не является требованием, предъявленным к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения контракта и соответствует положением части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В свою очередь, ГК РФ представляет возможность включить в договор условие о личном выполнении исполнителем работ.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в извещении об аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в извещении о закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Прекратить процедуру приостановления определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 декабря 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022