Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
с участием представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница (далее - заказчик) - ///, Общества с ограниченной ответственностью "ПРИБОР" (далее - ООО "ПРИБОР", Общество) - ///,
рассмотрев посредством видео-конференц связи обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ
N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "ПРИБОР" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.07.2022 г. N 0272-ЭА/22-03ТП на поставку измерительных приборов, заключенного по итогам электронного аукциона N 0334200012522000272.
ООО "ПРИБОР" представлены письменные пояснения по основаниям, послужившим для принятия заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которым Общество не уклонялось от исполнения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что заказчиком 16.06.2022 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200012522000272 "Поставка измерительных приборов" (идентификационный код закупки 222381201469038120100100820042651244).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 448 121 рубля 00 копеек.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112118437 - ООО "ПРИБОР".
15.07.2022 г. между заказчиком и Обществом заключен контракт N 0272-ЭА/22-03ТП на поставку измерительных приборов (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 376 421 рубля 48 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Поставщик обязуется поставить измерительные приборы (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно спецификации, содержащейся в приложении N 1 к Контракту, к поставке требуется:
N |
Наименование товара |
Количество, шт. |
Сумма, рублей |
1 |
Гигрометр психорометрический |
73 |
52244,64 |
2 |
Термогигрометр |
63 |
211150,8 |
3 |
Термометр бытовой жидкостный |
281 |
75768,84 |
4 |
Термометр бытовой жидкостный |
133 |
6163,22 |
1 |
277,88 |
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Иркутская область, город Иркутск, микрорайон Юбилейный, 100, в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.
Поставка и отгрузка товара осуществляется транспортом и силами Поставщика до местонахождения Заказчика. Поставка осуществляется в рабочие дни с 09-00 до 15-00.
Поставщик не менее чем за 3 (три) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки".
Таким образом, предусмотренный Контрактом товар должен быть поставлен не позднее 14.08.2022 г.
Из материалов обращения установлено, что Обществом частично поставлен товар на сумму 165 270 рублей 68 копеек, в частности:
- по пункту N 1 спецификации на сумму 52 244,64 рублей (документ о приемке N 1157 от 07.09.2022 г.);
- по пункту N 3 спецификации на сумму 75 768,84 рублей (документ о приемке N б/н от 14.10.2022 г.);
- по пункту N 4 спецификации на сумму 37 257,20 рублей (документ о приемке N 1607 от 02.11.2022 г.).
При этом, товар, предусмотренный пунктом 2 "Термогигрометр" на сумму 211 150,80 рублей, ООО "ПРИБОР" не поставлен.
18.11.2022 г. Общество направило в адрес заказчика письмо с предложением заменить товар по позиции 2 - Термогигрометр "ВИТ-1" (производства Россия) в виду невозможности его поставки на цифровой термогигрометр RGK TH-10 (производства Китай), чьи технические, качественные и функциональные характеристики соответствуют Спецификации к Контракту.
Присутствующий на рассмотрении обращения представитель ООО "ПРИБОР" пояснил, что после подписания Контракта Обществом установлено, что в предлагаемом им к поставке термогигрометре отсутствует необходимая заказчику характеристика к питанию термогигрометра, в связи с чем Обществом неоднократно устно и письменно предлагалось осуществить замену данного товара.
Письмом от 21.11.2022 г. заказчик указал, что не имеет возможности принять предложение ООО "ПРИБОР" о замене товара, в связи с тем, что извещением электронного аукциона, по результатам проведения которого заключен Контракт, были установлены условия допуска в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ N 126н от 04.06.2018 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126 н), подпунктом 1.7 пункта 1 которого установлено, что при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза. Таким образом, замена товара, страной происхождение которого является Россия, на товар, обладающий улучшенными техническими и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами), страной происхождения которого является Китай не допускается согласно подпункта 1.7 пункта 1 Приказа N 126н.
Заказчиком неоднократно направлялись Обществу письма с требованием о допоставке товара в полном объеме согласно условиям Контракта (письма N 331-и от 28.09.2022 г., N 363-и от 25.10.2022 г., 379-и от 11.11.2022 г.) со сроком исполнения в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения соответствующего требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях (ч. 2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ):
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки.
21.11.2022 года заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье XI Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято заказчиком посредством Единой информационной системы 21.11.2022 г. и в тот же день получено ООО "ПРИБОР".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 02.12.2022 г.
Согласно пояснениям ООО "ПРИБОР" заказчик неоднократно уведомлялся письмами (от 29.07.2022 г. исх. N83, от 01.11.2022 г.) об отсутствие сопоставимых по своим характеристикам термогигрометров на рынке соответствующих приборов, однако в согласовании замены товара отказал. Также, заказчик отказал Обществу рассматривать вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
Комиссией установлено, что Обществом 21.11.2022 г. также посредством Единой информационной системы размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
Более того, согласно п. 5 ч. 8 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Комиссия приходит к выводу, что ООО "ПРИБОР" при исполнении своих обязательств допущены нарушения обязательств по Контракту, однако, Комиссия не может прийти к выводу, что неисполнение таких обязательств однозначно вызвано намеренными действиями Общества.
Общество предпринимало действия по поставке товара, поставило товар по трем позициям из четырех, а также оплатило неустойку (пени) по Контракту в размере 3 866 рублей 35 копеек.
Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому Обществом исполнено 25 контракта из 29, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что препятствует сделать однозначный вывод о недобросовестности Общества, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о намеренном уклонении Общества от исполнения Контракта, невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения Общества при исполнении своих обязательств, что препятствует включению сведений в отношении ООО "ПРИБОР" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПРИБОР" (ИНН 1659185620; 420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Техническая, д. 10, оф. 201), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе/участнике Общества с ограниченной ответственностью "ПРИБОР" (Никитин Александр Владимирович, ИНН 165911166089; Турукин Игорь Владимирович, ИНН 165705812668), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "ПРИБОР" (Никитин Александр Владимирович, ИНН 165911166089), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 декабря 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022