Резолютивная часть решения оглашена 07.12.2022
В полном объеме решение изготовлено 12.12.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "А-ФАРМ" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата имипенем+циластитин (извещение N 0369300152122000099), при участии в дистанционном режиме:
в отсутствие заказчика и заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 30.11.2022 поступила жалоба ООО "А-ФАРМ" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата имипенем+циластитин (извещение N 0369300152122000099) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 16.11.2022 Государственное бюджетное учреждение здравоохранение "Районная больница с. Кунашак" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 107 180, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 25.11.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "А-ФАРМ" контракт не заключен.
В жалобе указано, что аукционная комиссия неправомерно признала победителем закупки участника закупки с номером 113052355, так как заявителем предоставлен комплект документов в соответствии с пунктом 1.4 Приказа N 126н, тогда как участник закупки, признанный победителем, не предоставил в составе заявки документы, подтверждающие что все стадии производства лекарственного препарата осуществляются на территории ЕАЭС.
Представители заказчика, аукционной комиссии на заседании Комиссии отсутствовали, письменные пояснения по доводам жалобы не представили.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно извещению о закупке предметом аукциона является поставка лекарственного препарата имипенем+циластитин, при этом заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N126н).
Кроме того, предметом закупки является лекарственный препарат имипенем+циластитин, который включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р, в связи с чем в отношении закупки применяются ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289).
Таким образом, порядок ранжирования заявок и определения победителя закупки должен применяться с учетом ограничений и условий допуска, утвержденных указанными нормативными правовыми актами.
Согласно протоколу подведения итогов от 28.11.2022 ценовые предложения на участие в аукционе подали 6 участников закупки из 7 (порядковые номера заявок 1-6), при этом заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, так как в составе заявок предоставлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 на предлагаемый товар, подтверждающие страну происхождения товара.
При этом, из анализа допущенных аукционной комиссией заявок следует, что в одной (номер 5) из шести заявок предоставлен сертификат соответствия требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (GMP/EAEU/RU/00014-2021 сроком действия c 10.03.2021 по 10.03.2024), а также информационное письмо, содержащее сведения о документе о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения - СП-0001491/04/2022 от 14.04.2022, что соответствует пункту 1(2) Постановления N 1289.
Пунктом 1(1) Постановления N 1289 предусмотрено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1.4 Приказа N126н предусмотрено, что в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
- заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
- заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
- таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Вместе с тем, по результатам закупки заявки участников аукциона не подлежали отклонению в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, в связи с чем пункт 1.4 Приказа N126н не применяется для целей заключения контракта.
Таким образом, участник закупки, сделавший наименьшее ценовое предложение (48 164, 10 рублей), правомерно признан победителем закупки с присвоением первого порядкового номера, в связи с чем Комиссия не усматривает нарушения в действиях аукционной комиссии по рассмотрению заявок и определению победителя закупки.
Проведя внеплановую проверку антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что в требованиях к составу заявки должна содержаться информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
Как установлено на заседании Комиссии предметом закупки является лекарственный препарат имипенем+циластитин, который включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р, в связи с чем при проведении закупки в извещении о закупке и в требованиях к содержанию заявки должны быть установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289), а также документы, предусмотренные указанным нормативным правовым актом.
В нарушение пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в извещении о закупке и в требованиях к составу заявки не предусмотрены ограничения в соответствии с Постановлением N 1289.
При этом, Комиссия обращает отмечает, что при размещении извещения о закупке не указан признак: "включение лекарственного средства в реестр жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", что могло послужить причиной неустановления ограничений в соответствии с Постановлением N 1289.
Вместе с тем, принимая во внимание, что при проведении закупки все заявки участников закупки содержали сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 в соответствии с пунктом "а" части 2 Постановлением N 1289, а также с учетом того, что положения пункта 1.4 Приказа 126-н не подлежали применению, так как ни одна из заявок не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, то предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдается.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "А-ФАРМ" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 декабря 2022 г. N 074/06/106-3328/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022