Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - главного государственного инспектора, Гиниятуллиной Л.Р. - главного специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГАУ "УГЭЦ РТ" - Пиряковой А.К. (по доверенности), в присутствии представителей заявителя САО "ВСК" - Янчурина Н.П. (по доверенности), Левкина А.А. (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя САО "ВСК" (вх. N14767/ж от 30.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУ "УГЭЦ РТ" при проведении закупки N1011200001922000030 на предмет: "Оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию"
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N1011200001922000030 на предмет: "Оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию" размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 21.11.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 300 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика было озвучено, что рассматриваемая закупка осуществлялась за счет собственных средств учреждения, в связи с чем, по мнению Заказчика положения Закона о контрактной системе на Заказчика не распространяются.
Между тем, как установлено из анализа сведений в ЕИС и представленных пояснений Заказчиком, Учреждение осуществляет закупочную деятельность в отсутствие Положения о закупке, предусматривающего проведение закупок субъектами, подпадающими под действие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Кроме того, учитывая, что указанная закупка была размещена в ЕИС и проведена по правилам Федерального закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае Заказчик должен руководствоваться положениями действующего законодательства о контрактной системе при разработке и размещении извещения о проведении настоящего конкурса.
Дополнительно Заказчиком было озвучено, что на основании положений части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, антимонопольный орган не имеет право рассматривать жалобу в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостным критериям оценки квалификации участников.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае заявителем обжалуются не результаты оценки поданных заявок, а установленные критерии в извещении, следовательно, оспариваются положения извещения, что относится к компетенции рассмотрения антимонопольным органом. Учитывая, что обжалование положений извещения было осуществлено заявителем в установленные законом сроки, Комиссия не находит оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неправомерности установления требования о предоставлении сотрудников, имеющих опыт работы по организации медицинской помощи по ДМС в круглосуточной диспетчерской службе в Республике Татарстан, в целях подтверждения квалификации участника.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Извещением о проведении конкурса Заказчиком были установлены одни из следующих критериев оценки, оспариваемые заявителем:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
Значимость критерия оценки, процентов-40%
Показатели оценки критериев:
2.1 Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость показателя оценки, процентов - 40 %
2.1.1 Общее количество сотрудников, имеющих высшее медицинское образование и опыт работы по организации медицинской помощи по ДМС не менее 5 лет в круглосуточной диспетчерской службе в Республике Татарстан.
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов-100%
Так, по мнению заявителя, оценка указанного нестоимостного критерия ограничена Заказчиком по территориальному признаку. Установленные критерии о представлении сотрудников с опытом работы по организации медицинской помощи по ДМС в круглосуточной диспетчерской службе в Республике Татарстан обеспечивают неконкурентное преимущество тем участникам, которые оказывали соответствующие услуги в пределах указанного территориального субъекта, учитывая, что оказание аналогичных услуг, отвечающих потребностям Заказчика, может быть осуществлено и на всей территории Российской Федерации.
Согласно представленным пояснениям Заказчика все работники ГАУ "УГЭЦ РТ" зарегистрированы и проживают на территории РТ. Нахождение круглосуточной диспетчерской службы в РТ было установлено для того, чтобы исключить расходы работников при обращении на горячую линию звонками в города Российской Федерации.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к выводу, что оценка нестоимостных критериев на основании представления данных о сотрудниках с опытом работы в круглосуточной диспетчерской службе в Республике Татарстан и договоров, подтверждающих опыт работы по организации медицинской помощи по ДМС на территории РТ в рамках предмета закупки, не может быть осуществлена и применена к участникам в равной степени в силу следующего.
Предметом закупки является оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию.
При этом, для получения большего количества баллов необходимо представить документы, подтверждающие опыт организации медицинской помощи по ДМС на территории РТ, тем самым ставя в более выгодное положение тех участников закупки, которые работали исключительно на территории РТ, тогда как сама по себе организация медицинской помощи ДМС не отличается от оказания медицинской помощи ДМС в других регионах.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанные в извещении показатели нестоимостных критериев оценки не могут быть применены в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий дополнительно в своем арсенале сотрудников с опытом работы в круглосуточной диспетчерской службе на территории иных субъектов РФ будет оценен меньшим количеством баллов.
Подобными действиями заказчик может ограничить число участников закупки, так как отсутствие договоров ДМС на территории РТ, не свидетельствует о невозможности исполнить договор либо об отсутствии положительного опыта выполнения аналогичных работ и квалифицированного персонала у участника закупки.
Комиссия приходит к выводу, что критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Кроме того, как следовало из представленных пояснений и документов Заказчиком, на участие в оспариваемой закупке была подана одна единственная заявка участника, располагающего на территории Республики Татарстан.
Указанное свидетельствует об отсутствии обеспечения конкуренции при в рассматриваемых торгах.
Действия заказчика в указанном случае не обеспечивают равные права и возможности для участников закупки.
Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования статьи 6, части 4 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода заявителя о неправомерности установления требования о предоставлении исполненных участником закупки договоров по добровольному медицинскому страхованию на территории РТ в целях подтверждения квалификации участника.
Извещением о проведении конкурса Заказчиком были установлены одни из следующих критериев оценки, оспариваемые заявителем:
2.2. Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Значимость показателя оценки, процентов - 60 %
2.2.1 Общая цена исполненных участником закупки договоров по добровольному медицинскому страхованию на территории РТ.
Так, по мнению заявителя, оценка указанного нестоимостного критерия также ограничена Заказчиком по территориальному признаку. Установленный критерий о представлении исполненных контрактов ДМС на территории РТ обеспечивают неконкурентное преимущество тем участникам, которые оказывали соответствующие услуги в пределах указанного территориального субъекта, учитывая, что оказание аналогичных услуг, отвечающих потребностям Заказчика, может быть осуществлено и на всей территории Российской Федерации.
Согласно представленным пояснениям Заказчика установленный критерий оценки является обоснованием при проведении закупки для сотрудников ГАУ "УГЭЦ РТ", проживающих на территории РТ.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к выводу, что оценка нестоимостных критериев на основании представления данных о сотрудниках с опытом работы в круглосуточной диспетчерской службе в Республике Татарстан и договоров, подтверждающих опыт работы по организации медицинской помощи по ДМС на территории РТ в рамках предмета закупки, не может быть осуществлена и применена к участникам в равной степени в силу следующего.
Предметом закупки является оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию.
При этом, для получения большего количества баллов необходимо представить документы, подтверждающие опыт организации медицинской помощи по ДМС на территории РТ, тем самым ставя в более выгодное положение тех участников закупки, которые работали исключительно на территории РТ, тогда как сама по себе организация медицинской помощи ДМС не отличается от оказания медицинской помощи ДМС в других регионах.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанные в извещении показатели нестоимостных критериев оценки не могут быть применены в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий дополнительно в своем арсенале как договоры ДМС на территории других субъектов России, будет оценен меньшим количеством баллов.
Подобными действиями заказчик может ограничить число участников закупки, так как отсутствие договоров ДМС на территории РТ, не свидетельствует о невозможности исполнить договор либо об отсутствии положительного опыта выполнения аналогичных работ и квалифицированного персонала у участника закупки.
Комиссия приходит к выводу, что критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Кроме того, как следовало из представленных пояснений и документов Заказчиком, на участие в оспариваемой закупке была подана одна единственная заявка участника, располагающего на территории Республики Татарстан.
Указанное свидетельствует об отсутствии обеспечения конкуренции при в рассматриваемых торгах.
Действия заказчика в указанном случае не обеспечивают равные права и возможности для участников закупки.
Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования статьи 6, части 4 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя САО "ВСК" (вх. N14767/ж от 30.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУ "УГЭЦ РТ" при проведении закупки N1011200001922000030 на предмет: "Оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию" обоснованной.
3. Признать заказчика ГАУ "УГЭЦ РТ" нарушившим требования статьи 6, части 4 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Гиниятуллина |
Исп. А.С. Кучеева,
тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 7 декабря 2022 г. N 016/06/42-1839/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022