рассмотрев жалобу ИП Щерба Ю.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000045) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение составлено с нарушением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.10.2022 г. Заказчиком - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000045).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 900 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель в жалобе указывает, что в меню, предоставленном от Заказчика, и обосновании НМЦК указано просто "Овощи соленые консервированные" без разделения на помидоры или огурцы, как в описании объекта закупки.
Приложение N1 "Описание объекта закупки" содержит "Требования, устанавливаемые к поставляемым блюдам", где по позиции "овощи соленые консервированные" установлено:
Овощи соленые консервированные |
Выход готового блюда - 1/55 гр. В одной порции блюда должны быть заложены следующие продукты питания (на выбор по заявке Заказчика): - огурцы должны быть консервированные; цвет должен быть однородным; огурцы должны быть плотными; упругими с хрустящей мякотью; единица измерения: килограмм; количество огурцов консервированных 0.055. - томаты должны быть консервированные; томаты должны быть целыми; без плодоножек; близкими по размеру; одинаковыми по форме и степени зрелости; с кожицей; цвет однородный; единица измерения: килограмм; количество томатов консервированных 0.055. |
Таким образом, поставка товара будет осуществляться по заявке Заказчика, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Заявитель указывает, что представленное меню не имеет ссылки на сборники рецептов и указания рецептур, что противоречит нормативным документам. В описании объекта закупки конкурсной документации в разделе 5. Общие требования к поставке готовых блюд и их качеству говорится, что качество должно соответствовать требованиям следующих нормативных и методических документов:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию";
- Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 "Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций", утвержденные руководителем Роспотребнадзора - главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020;
- МР 2.3.6.0233-21. Методические рекомендации к организации общественного питания населения.
Заказчик пояснил, что согласно п.2.8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 изготовление продукции должно производиться в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах.
Университетом разработано примерное 14-ти дневное меню на блюда, в которое входят все продукты питания в соответствии Приложением к Приказу федерального агентства морского и речного транспорта от 05.12.2013 N 83.
В извещении содержатся Требования, устанавливаемые к поставляемым блюдам, которые разработаны Заказчиком с учетом норм обеспечения питанием обучающихся федеральных Государственных образовательных организаций федерального агентства морского и речного транспорта.
Блюда, которые разработаны университетом по Приказу N83, не являются стандартными, на них отсутствуют Технологические карты (ТК), разработанные в существующих рецептурных сборниках и справочниках. Данные блюда требуют индивидуального подхода, соответственно они должны изготавливаться по Технико-технологическим картам ТТК, которые разрабатываются изготовителем блюд на новые блюда и кулинарные изделия, вырабатываемые и реализуемые только в данном предприятии (на других предприятиях эти ТТК не применимы).
Технологическая карта (ТК) - это нормативный документ, который разрабатывается на основании рецептур (для массового использования), а Технико-технологическая карта (ТТК) создается под нормативы конкретного предприятия, для использования в других организациях не подходит. В нашем случае это Приказ N83.
Заявитель указывает на несоблюдение требованиям п. 11.2. Методических рекомендаций 2.3.6.0233-21 в котором указано, что "меню, используемое для организации питания в организованных детских коллективах" рекомендуется согласовать с органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В Университете осуществляется питание совершеннолетних студентов.
При организации питания курсантов Университет следует методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20 "Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций".
Заявитель в жалобе указывает, что в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" п. 8.1.3. В организации, в которой организуется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации. В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться руководителем организации, в которой организуется питание детей.
С указанным доводом Заказчик не согласился из пояснений следует, что предметом закупки является поставка товара, а не оказание услуг общественного питания.
Согласно ст.37 ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. образовательная организация может привлекать стороннюю организацию, оказывающую услуги общественного питания или часть услуг, выполнение работ, поставку товаров с целью питания обучающихся.
В описании объекта закупки содержится раздел "Требования, устанавливаемые к поставляемым блюдам", которые разработаны Заказчиком с учетом норм обеспечения питанием обучающихся федеральных Государственных образовательных организаций федерального агентства морского и речного транспорта (Приложение к приказу федерального агентства морского и речного транспорта от 05.12.2013 N 83).
В ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" должна быть организована поставка готовых блюд согласно разработанному меню с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся, а также с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных (территориальных) особенностей питания населения.
Меню, утвержденное в образовательной организации, является приложением к Извещению.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что п.3.3 проекта контракта поставка/получение товара по заявкам осуществляется в день и время указанные в заявках противоречит условиям контракта, не находит своего подтверждения на основании следующего.
В соответствии с п. 1) ч. 13 ст. 34 Закон о контрактной системе в контракт включено обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, в части соответствия их количества, комплектности, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Приемка исполнения по контракту осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо заказчиком в те же сроки направляется поставщику (подрядчику, исполнителю, далее также - контрагент) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе).
Заявитель в жалобе указывает, что в проекте контракта (Приложение 5) имеется расхождение по позиции "винегрет овощной".
В "Приложении 1 Описание объекта закупки" установлено: "Поставка осуществляется отдельными партиями по три раза в день на основании предварительно поданных заявок Заказчика (ориентировочный объем и время поставки каждой партии - до одной тысячи порций на завтрак (07 час. 00 мин), обед (13 час. 00 мин.) и ужин (17 час. 00 мин.) в соответствии с примерным меню)".
В спецификации указано:
N |
Наименование блюд |
Выход, гр. |
Ед. изм. |
Стоимость за ед., в руб. |
76 |
Винегрет овощной |
1/50 |
штука |
|
В Приложении 2 "Проекта контракта" указано, что вес готового блюда должен быть 150 гр.
Винегрет овощной |
Выход готового блюда - 1/150 гр. В одной порции блюда должны быть заложены следующие продукты питания: -масло подсолнечное рафинированное; вид масла подсолнечного рафинированного: дезодорированное; марка масла подсолнечного рафинированного дезодорированного: высший сорт; единица измерения: литр; количество масла подсолнечного рафинированного 0.003; - картофель продовольственный; вид картофеля по сроку созревания: картофель продовольственный поздний; единица измерения: килограмм; количество картофеля продовольственного 0.05; - капуста квашеная; внешний вид - квашеная капуста нашинкована длинной соломкой; капуста - в рассоле; вкус - кисло-сладкий характерный для квашеной капусты; без постороннего привкуса; запах - характерный для квашеной капусты; без постороннего запаха; единица измерения: килограмм; количество капусты 0.050; - свекла столовая; товарный сорт: первый, высший; единица измерения: килограмм; количество свеклы столовой 0.050; - морковь столовая; товарный сорт: первый, высший; единица измерения: килограмм; количество моркови 0.015; - лук репчатый; товарный сорт: первый; цвет лука: желтый; единица измерения: килограмм; количество лука 0.010; - огурцы должны быть консервированные; цвет должен быть однородным; огурцы должны быть плотными; упругими с хрустящей мякотью; единица измерения: килограмм; количество огурцов, консервированных 0.020; - зеленый горошек должен быть консервированный; внешний вид - зерна целые без примесей оболочек зерен и кормового гороха коричневого цвета; минеральные и посторонние примеси должны отсутствовать; единица измерения: килограмм; количество 0.020; - зелень сушеная; должна быть зелень петрушки и укропа. Внешний вид зелени петрушки должен быть в виде пластинок листьев. Внешний вид укропа должен быть в виде частей листьев; соответствие ГОСТ 32065-2013; единица измерения килограмм; количество зелени сушеной 0.002. |
Таким образом, Заказчиком допущено разночтение в части указания веса готового блюда по позиции винегрет овощной.
Заявитель в жалобе указывает, что п 5. "Общие требования к поставке готовых блюд и их качеству" в Приложении 1 "Описание объекта закупки" и аналогичного пункта в Приложении 2 проекта контракта, которые должны быть идентичными, Заказчиком установлены разночтения.
В проекте контракта отсутствует указание, что качество должно соответствовать требованиям следующих нормативных и методических документов:
- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию".
Описание объекта закупки (Приложение 1 конкурсной документации) и примерное меню (Приложение 6 конкурсной документации) составлено на основании СанПиН 2.4.5.2409-08 и приказа федерального агентства морского и речного транспорта от 05.12.2013 N 83.
СанПиН 2.4.5.2409-08 прекратил свое действие. Данный документ утратил силу с 1 января 2021 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28; отменено с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631; утратил силу с 1 января 2021 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32.
Следовательно, использование недействующего СанПиН 2.4.5.2409-08 противоречит действующему законодательству.
Вместо указанного документа вступил в силу с 1 января 2021 г. другой СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и действуют до 1 января 2027 г.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щерба Ю.В. обоснованной в части доводов по жалобе N6 и N7.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 декабря 2022 г. N 023/06/33-5957/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022