Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев, направленное Заказчиком - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Солнышко" (ИНН 8910002910) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300000721000911 от 23.12.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, цена контракта - 110 880,18 рублей, (извещение N 0190300000721000911), с ООО "Партнер" (ИНН 8904089350) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Уведомления об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0190300000721000911 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 23.12.2021 года (исх. N 142 от 15.11.2022, (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 23.12.2021 следует, что между Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад "Солнышко", именуемое в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "Партнер", именуемое в дальнейшем "Исполнитель", был заключен муниципальный контракт N 0190300000721000911 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее- Контракт, муниципальный контракт).
В соответствии с условиями Муниципального контракта, услуги по техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений оказываются ежемесячно, с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, в том числе текущий ремонт:
- разборка, ремонт и замена комплектующих, запасных частей и расходных материалов, вышедших из строя в системе пожарной сигнализации и тревожной кнопки;
- осуществлять внешний осмотр оборудования систем Заказчика на отсутствие механических повреждений 4 (четыре) раза в месяц;
- осуществлять проверку работы системы 1 (один) раз в месяц;
- по письменной заявке Заказчика направлять на объект своих специалистов для оперативного решения вопросов, возникающих при осуществлении услуг в рамках обслуживания, плановых и внеплановых проверок и контроля качества услуг не позднее 1 (одного) календарного дня;
- с момента получения заявки произвести ремонт оборудования не позднее 1 (одного) календарного дня.
В соответствии с актом б/н от 15.11.2022 г. неисправность пожарной сигнализации в хозяйственном блоке не устранена со 02.11.2022 года.
Заказчик считает, что неисполнение Исполнителем обязанностей, предусмотренных Муниципальным контрактом, является существенным нарушением Муниципального контракта.
В соответствии с п. 12.7. Муниципального контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Муниципального контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.12.2022 NАД/4361 представил письменное возражение, из которого следует, что с решением об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта не согласился, данный факт готовится оспаривать в судебном порядке.
Исполнитель о причинах несогласия пояснил. Сообщил, что от исполнения контракта не уклонялись и свои обязательства исполняли, о чем свидетельствуют подписанные Заказчиком ежемесячные и промежуточные акты о приемке работ по контракту с 01.2022 по 10.2022. Исполнитель не отрицает факта задержек в исполнении некоторых обязательств по устранению неисправностей в системе обеспечения пожарной безопасности, причиной таких задержек являлась необходимость приобретения расходных материалов, которые выходили из строя (приходили в полную негодность к эксплуатации) в оборудовании Заказчика. В уведомлении о расторжении контракта от 15.11.2022 N 142, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) от 15.11.2022 Заказчиком указана причина расторжения:
"в соответствии с актом б/н от 15.11.2022 неисправность пожарной сигнализации в хозяйственном блоке не устранена с 02.11.2022".
Исполнитель по факту указанной причины сообщил, что заявка о неисправности была получена в устной форме и 03.11.2022 специалист ООО Партнер прибыл, согласно условиям контракта, в течение 1 рабочего дня, на объект для выявления причин неисправности, о чем составлен Акт визуального осмотра от 03.11.2022, в котором указана предполагаемая причина неисправности, и Заказчику было сообщено, что ведутся работы по устранению неисправности и требуется замена микрочипа. Микрочип был заказан у потенциальных поставщиков, поставщиками указаны предполагаемые сроки поставки микрочипа до 20.11.2022, при этом с нашей стороны производились другие работы, которые рассматривались как альтернативные варианты решения неисправности: акты от 08.11.2022, 15.11.2022. После получения микрочипа на склад 21.11.2022, на следующий день 22.11.2022 специалист прибыл для проведения ремонтных работ. Микрочип был установлен, но это не устранило неисправности, были выявлены дополнительные неисправности в антеннах передающего устройства, работы по восстановлению системы продолжились и к 28.11.2022 работы были завершены в полном объеме, работоспособность системы восстановлена, сигнал поступил на пульт диспетчерской службы, сигнал принял диспетчер: Дмитриева Валентина Маратовна. 29.11.2022 была произведена повторная проверка систем, сигналы переданы на пульт диспетчерской службы диспетчерами: Бурановой, Кушнеревой Е.А. Оба факта зафиксированы подписями в Актах Заказчиком. При этом исполнитель дважды посредством ЕИС направлялись возражения на решение о расторжении в одностороннем порядке с просьбой отменить данное решение (24.11 и 28.11).
Исполнитель просил сведения в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.12.7 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
23.12.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 0190300000721000911 на на оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Контракт).
15.11.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.11.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 28.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на исполнение контракта.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные исполнителем документы, подтверждающие, что исполнитель не уклонялся от исполнения Контракта, не отказывался от устранения недостатков в работе системы пожарной сигнализации, указанных в Актах визуального осмотра объекта от 03.11.2022, 08.11.2022, 15.11.2022.
Комиссией установлено, что контракт заключен 23.12.2021. Услуги оказываются в сроки, указанные в Контракте. Начало оказания услуг - 01.01.2022. Окончание оказания услуг - 31.12.2022 (п. 4.1 Контракта).
В период с 01.01.2022 по 31.10.2022 (10 месяцев из 12) услуги оказаны исполнителем и приняты заказчиком. По состоянию на 28.11.2022 (дата расторжения контракта) стоимость исполненных обязательств составила 101 640,11 руб., что составляет 92 % от цены контракта. Заказчиком фактически оплачено 92 400,10 рублей. Следовательно, исполнителем обязательства по контракту исполнялись.
Заказчик сообщил, что в установленный законодательством десятидневный срок нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не устранены, пожарная сигнализация не исправна.
В письменных пояснениях исполнителя указаны причины несвоевременного исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем, указанная неисправность устранена, что подтверждается актом визуального осмотра объекта от 28.11.2022, подписанного заведующим хозяйством заказчика 29.11.2022. По результатам осмотра было установлено, что прохождение сигнала восстановлено.
29.11.2022 сторонами контракта подписаны два акта: проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию средств тревожной кнопки) и системы пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре. В актах отмечено, что система в исправном состоянии и работает во всех режимах.
Комиссия отмечает, что деятельность исполнителя привела к устранению неполадки, что документально зафиксировано представителями сторон Контракта. Из переписки заказчика и исполнителя следует, что услуги на объекте оказывались.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Исполнителя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, для защиты своих прав, Исполнитель, не согласившись с Решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, с исковым заявлением о признании одностороннего отказа заказчика недействительным. Исковое заявление с приложениями поступили в систему подачи документов Арбитражного суда 07.12.2022.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Партнер" (ИНН 8904089350) по обращению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Солнышко" (ИНН 8910002910) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300000721000911 от 23.12.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, цена контракта - 110 880,18 рублей, (извещение N 0190300000721000911), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 декабря 2022 г. N 089/06/104-1063/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022