Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____.>
<____.>
<____.>
<____.>
<____.>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МУ "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 136-П от 27.09.2022 на снос аварийного жилищного фонда, цена контракта - 5 262 647,27 рублей, (извещение N 0190300000222000313), с ООО "ЮЛМА-2001" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик представил пояснение касающиеся Решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 136-П от 27.09.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
27.09.2022 г. между муниципальным учреждением "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ЮЛМА-2001" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N2 136-П на выполнение работ по сносу аварийного жилищного фонда (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.3. Контракта: срок выполнения работ с момента заключения Контракта по 30.11.2022 г.
Объем работ установлен приложениями к Контракту.
При заключении Контракта Подрядчик принял на себя обязательство своевременно, в полном объеме и надлежащим образом выполнить работы, предусмотренные контрактом и представить Заказчику исполнительную документацию по итогам исполнения его исполнения (п. 2.4.1. Контракта).
Ранее адрес ООО "ЮЛМА-2001" были направлены письма (исх. N 071-01-05-02/1377 от 18.10.2022 г.; исх. N 071-01-05-02/1505 от 11.11.2022 г.) с требованием предоставить информацию по исполнению Контракта и журнал производства работ (пп. 2.4.5., 2.4.8. Контракта).
Однако, до настоящего времени, ответ не был получен, неоднократные попытки связаться с Обществом остались безрезультатными.
п. 1-2 ст. 715 ГК РФ установлено Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Так, при выезде Заказчика на место выполнения работ было установлено, что работы Подрядчиком не выполняются. На письменные требования Заказчика о предоставлении информации о ходе исполнения работ, ответов получено не было.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 ФЗ N 44-ФЗ, п. 8.2. Контракта, доводим до вашего сведения, что Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 27.09.2022 N 136-П на выполнение работ по сносу аварийного жилищного фонда, что влечет за собой его расторжение.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 08.12.2022 NАД/4453, представил пояснение.
27.09.2022 между Заказчиком и Подрядчиком был заключен муниципальный контракт N 136-П на выполнение работ по сносу аварийного жилищного фонда (далее - "Контракт").
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в соответствии с техническим заданием, локальной сметой, дефектной ведомостью (Приложения N 1, 2, 3), условиями Контракта и действующим законодательством РФ, выполнить на свой риск собственными или привлеченными силами и средствами работы по сносу аварийного жилищного фонда, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2 Контракта место выполнения работ: ЯНАО, г. Лабытнанги (по заданию Заказчика).
Согласно п. 1.3 Контракта срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 30.11.2022 года.
18.10.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо исх. N 071- 01-05-02/1377, в котором указано, что Заказчик просит Подрядчика предоставить информацию о ходе исполнения Контракта.
В ответ на данное письмо Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 127, в котором указано, что работы по демонтажу начаты. Кроме того, к данному письму Подрядчиком был приложен фотоотчет.
В рамках исполнения обязательств по Контракту 07.11.2022 между Подрядчиком и ООО "Авто-Миг плюс" заключен Договор N 945-СТ/21 оказания услуг по вывозу (транспортированию) и размещению строительных и производственных отходов на площадке временного хранения.
ООО "Авто-Миг плюс" является владельцем ближайшего к объекту полигона. При этом по неизвестным Подрядчику причинам ООО "Авто-Миг плюс" запретил ввозить на полигон строительные и производственные отходы автотранспортном Подрядчика.
В связи с данным обстоятельством 08.11.2022 между Подрядчиком и ООО "Авто-Миг плюс" заключен договор N 945-ТУ/22 возмездного оказания транспортных услуг.
Однако при произведении расчетов Подрядчиком было установлено, что по установленным тарифам ООО "Авто-Миг плюс" исполнение Контракта невозможно.
На основании данного обстоятельства Подрядчик начал поиски других контрагентов, а также процедуры переговоры с ООО "Авто-Миг плюс" по вопросу снижения тарифов.
В ходе данной процедуры было установлено, что ООО "Авто-Миг плюс", по сути, является монополистом в данной сфере в этой местности. Кроме того, ООО "Авто-Миг плюс" не пошло на уступки Подрядчику в вопросе снижения тарифов.
Вышеуказанные обстоятельства оказали влияние на общий срок выполнения работ. Кроме того, по этим же причинам исполнение Контракта в настоящее время затруднительно.
22.11.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта исх. N 071-01-05-02/1553 (далее - "Решение"). При этом в своём Решении Заказчик указывает, что Подрядчиком не была предоставлена информация по исполнению Контракта, а также журнал производства работ.
02.12.2022 Подрядчиком были направлены возражения на Решение, а также общий журнал производства работ на электронную почту Заказчика, что подтверждается скриншотом.
Кроме того, вышеуказанные документы были продублированы Заказчику через ЕИС.
Общество просит сведения об "ЮЛМА-2001" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.2.Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.11.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.11.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 05.12.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
ООО "ЮЛМА-2001", подав заявку на участие в закупке, согласилось с условиями документации о закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что в период с начала заключения Контракта и по настоящее время Подрядчиком в полном объеме не исполнены взятые на себя обязательства, а также не сообщены причины невыполнения работ.
Проанализировав представленную Заказчиком информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ЮЛМА-2001" следует, что в качестве основного вида деятельности Общества указан код и наименование вида деятельности - 43.11 "Разборка и снос зданий".
Таким образом, подрядчик, будучи профессиональным субъектом на рынке по выполнению разборке и сносу зданий, должен был предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Заказчик неоднократно сообщал Подрядчику о сроках выполнения контракта, что подтверждается письмами (исх. N 071-01-05-02/1377 от 18.10.2022; исх. N 071-01-05-02/1505 от 11.11.2022
Подрядчик по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Представитель Подрядчика на заседание Комиссии сообщил, что был выслан фотоотчет по выполняемым работам, но так и не был представлен комиссии. Не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Поставщиком не представлены доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
Общество в данном случае не представило доказательств, достоверно подтверждающих принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, равно как и доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, объективно препятствовавших исполнить условия Контракта как в установленный срок, так и за его пределами до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также в срок, предоставленный для устранения обстоятельств, повлекших принятие заказчиком такого решения.
Действия Подрядчика, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что Подрядчик к работам не приступил, по состоянию на 05.12.2022 обязательства по муниципальному контракту не исполнены.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "ЮЛМА-2001" содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным контрактам.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "Юлма-2001" (ИНН: 5043020314), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Постольник Марьяна Викторовна (ИНН: 501604079506), представленные Заказчиком - МУ "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 136-П от 27.09.2022 на снос аварийного жилищного фонда, цена контракта - 5 262 647,27 рублей, (извещение N 0190300000222000313), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Юлма-2001", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Постольник Марьяна Викторовна в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 декабря 2022 г. N 089/06/104-1081/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022