Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку промышленного печатного оборудования (извещение N 0348200012422000138 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 23.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 15 198 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 01.12.2022;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2(1) Постановления N 1236 Для целей применения пункта 2 постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
По мнению Заявителя, в реестре российского программного обеспечения отсутствует программное обеспечение в соответствии с требованиями Заказчика.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является "Поставка промышленного печатного оборудования".
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено в том числе следующее:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
В соответствии с п. 2(2) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236: подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из РФ является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах; подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением РФ, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах |
Описанием объекта закупки установлен перечень поставляемого товара, в состав которых включены требования, в том числе к программному обеспечению "ПО в комплекте поставки для управления печати", "Получение обратной связи через ПО о состоянии подключенных к ПО принтеров, как уже установленных у заказчика, так и вновь поставляемого", "Возможность создания заданий (комплектов страниц) для печати на различном оборудовании Заказчика в ручном и автоматическом режимах, в том числе с использованием выбираемых предварительно настроенных правил (шаблонов). Шаблон задания должен включать в себя распределение страниц задания между подключенными к ПО принтерами заказчика, по заранее установленным критериям: процент заполнения цвета и размер листа".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В опровержение довода Заявителя предоставляем ПО, которое имеемся в peecтpe российского программного обеспечения, а именно: https://reestr.digital.gov.ru/reestr/310433/.
Таким образом довод Заявителя необоснованный, Заявитель вводит комиссию в заблуждение.
Также в доводе N 1 Заявитель указывает, что к ПО указано требование "Получение обратной связи через ПО о состоянии подключенных к ПО принтеров, как уже установленных у заказчика, так и вновь поставляемого", считает, что Заказчик должен был указать список, установленного оборудования для проверки ПО на совместимость.
Перечисление имеющегося оборудования не требуется. Нужно универсальное ПО. не использующее специализированных инструментов для работы какого-либо оборудования с ПО. Достаточно лишь подключения оборудования к сети и драйвер печати. Оба эти требования относятся к любому печатному устройству.
Обращаю внимание, что Заказчик давал разъяснение на запросы с аналогичными доводами.
Так в ответе на вопрос N 3 и N 4 на запрос от 05.11.2022 по извещению N 0348200012422000137 Заказчик указал:
Вопрос 3:
Совокупность требований к ПО является размытой. Участник настаивает на недопустимости предъявления требований совместимости с иным неизвестным устройствам, кроме являющегося предметом закупки и с форматами, не требуемыми и не поддерживаемыми предметом закупки. Просим указать конкретные значения, необходимые заказчику в соответствии с законом, формулировки "должно быть полностью универсальным, пользоваться любыми драйверами" не выполнимы в принципе, всегда может появиться иной, не совместимый продукт, в том числе на этапе исполнения контракта т.е. по независящим от участника н от заказчика обстоятельствам, требование в не определяемый заранее момент может стать неисполнимым. Это относится и к требованию создания заданий для печати на РАЗЛИЧНОМ (неизвестном участникам) оборудован_ в различных режимах.
Ответ 3:
Совокупность требований к ПО является неотъемлемой частью функционала оборудования и требуется для расширения функционала печатных устройств, для более профессионального использования техники, повышения производительности труда и сокращения времени выполнения заданий.
Конкретные значения, необходимые заказчику сформулированы описанием возможностей ПО, универсальность ПО указывает на то. что работа любого оборудования с ПО не требует специализированных инструментов, а достаточно подключения его к сети и драйвер печати.
Вопрос 4:
"Получение обратной связи через ПО о состоянии подключенных к ПО принтеров, как уже установленных у заказчика, так и вновь поставляемого" - просим исключить наряду с упомянутыми в вопросе N3 либо опубликовать конкурентные наименования ПО. которые будут соответствовать потребностям заказчика, в т.ч. включенные в обоснование НМЦК, если такое там вообще имеется, т.к. предмет закупки оборудование. Добросовестные участники не располагают информацией о парке (модели, количества, способы подключения) печатающих устройств заказчика.
Ответ 4:
Участник закупки вправе предложить любое ПО. позволяющее реализовать условия исполнения Контракта.
Вопрос 10:
Полностью исключите формулировку "на различных аппаратах Заказчика", т.к. у любой системы есть совместимые и не совместимые устройства. Иначе возникнет ситуация, что заказчик при приёмке по своему усмотрению или потребует или не потребует работы ПО, не являющегося предметом закупки, с любым, по своему произвольному желанию или совместимым (чтобы принять) или несовместимым (чтобы отказать в приёмке) оборудованием.
Ответ 10:
Необходимое ПО должно быть полностью универсальным (пользоваться любыми встроенными драйверами контроллеров печати) и не привязываться к конкретным маркам оборудования.
Вопрос 2:
Совокупность требований к ПО является размытой. Участник настаивает на недопустимости предъявления требований совместимости с иным неизвестным устройствам, кроме являющегося предметом закупки и с форматами, не требуемыми и не поддерживаемыми предметом закупки. Просим указать конкретные значения, необходимые заказчику в соответствии с законом, формулировки "должно быть полностью универсальным, пользоваться любыми драйверами" не выполнимы в принципе, всегда может появиться иной, не совместимый продукт, в том числе на этапе исполнения контракта, т.е. по независящим от участника и от заказчика обстоятельствам, требование в не определяемый заранее момент может стать неисполнимым. Это относится н к требованию создания заданий для печати на РАЗЛИЧНОМ (неизвестном участникам) оборудовании в различных режимах.
Ответ 2:
Совокупность требований к ПО является неотъемлемой частью функционала оборудования н требуется для расширения функционала печатных устройств, для более профессионального использования техники, повышения производительности труда и сокращения времени выполнения заданий.
Конкретные значения, необходимые заказчику сформулированы описанием возможностей ПО. универсальность ПО указывает на то. что работа любого оборудования с ПО не требует специализированных инструментов, а достаточно подключения его к сети и драйвер печати.
Вопрос 3:
"Получение обратной связи через ПО о состоянии подключенных к ПО принтеров, как уже установленных у заказчика, так и вновь поставляемого" - просим исключить наряду с упомянутыми в вопросе N2 либо опубликовать конкурентные наименования ПО. которые будут соответствовать потребностям заказчика, в т.ч. включенные в обоснование НМЦК, если такое там вообще имеется, т.к. предмет закупки оборудование. Добросовестные участники не располагают информацией о парке (модели, количества, способы подключения) печатающих устройств заказчика.
Ответ 3:
Участник закупки вправе предложить любое ПО. позволяющее реализовать условия исполнения Контракта.
Таким образом, даже исходи из данных разъяснений, Заявитель мог найти программное обеспечение, имеющееся в реестре российского программного обеспечении".
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены документы и сведения, согласно которым требования, установленные Описании объекта для программного обеспечения, соответствует программное обеспечение АО "АЙКЬЮТЕК" "S-Print", включенный в реестр российского программного обеспечения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления запрета в соответствии с Постановлением N 1236, поскольку программное обеспечение, установленное в Описании объекта закупки в соответствии с требованиями Заказчика, включен в реестр российского программного обеспечении.
Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обоснованности довода жалобы не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Описании объекта закупки для товара "Промышленное печатное оборудование" по показателю "по наличию цветных элементов (с процентом заполнения) на печатаемом листе (цветное или чёрно-белое изображение)" установлено значение "Должно быть".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"У Заказчика в Сведениях о качестве, технических характеристиках товара (Приложение N 1 к Техническому заданию) установлено следующее:
Наименование показателя товара |
Требуемое значение | показателя, установленное заказчиком |
ПО в комплекте поставки для управления печати |
Должно быть |
Получение обратной связи через ПО о состоянии подключенных к ПО принтеров, как уже установленных у заказчика, так и вновь поставляемого |
Должно быть |
Возможность создания заданий (комплектов страниц) для печати на различном оборудовании Заказчика в ручном и автоматическом режимах, в том числе с использованием выбираемых предварительно настроенных правил (шаблонов). Шаблон задания должен включать в себя распределение страниц задания между подключенными к ПО принтерами заказчика, по заранее установленным критериям: процент заполнения цвета и размер листа. |
Должно быть |
Возможность ручного и автоматического (с использованием шаблонов) постраничного разделения печатаемых документов на однотипные группы страниц с целью формирования комплектов для печати по следующему набору параметров: - по формату листа (стандартные форматы от А4 до АО. пользовательский формат в диапазоне от 100x100 мм до 914 х 15 000 мм. с точностью до 1 мм, используется для точного определения распределения нужного формата листа, на необходимый принтер), - по наличию цветных элементов (с процентом заполнения) на печатаемом листе (цветное или чёрно-белое изображение). |
Должно быть |
Также формулировка из колонки 2 таблицы N 2 в жалобе что "Максимальный формат печати требуемой к поставке техники - SRA3, требуется до АО" не соответствует действительности. В Сведениях о качестве, технических характеристиках товара (Приложение N 1 к Техническому заданию) прописана характеристика > SRA3, т.е. Участник вправе поставить оборудование с форматом печати большего формата, чем SRA3.
ПО должно управлять печатью, как н установлено Заказчиком, получать обратную связь через ПО о состоянии подключенных к ПО принтеров, как уже установленных у заказчика, так н вновь поставляемого, создавать задания (комплектов страниц) для печати на различном оборудовании Заказчика в ручном и автоматическом режимах, в том числе с использованием выбираемых предварительно настроенных правил (шаблонов).
ПО, а не оборудование обрабатывает файл, определяет, что он, например, формат А1,А2,А0 и не посылает его на печать на оборудование, где формат печати SKA3.
Простыми словами, ПО, а не оборудование должно уметь обрабатывать файл, распознавать формат и определять на какой принтер отправлять документ на печать.
Заявитель же подменяет понятия, ошибочно или намеренно считает, что именно оборудование с цветностью печати черно-белая и максимальным форматом SRA3 должно обладать указанными характеристиками.
Характеристика "Максимальный формат печати > SRA3" относится к требованиям к поставляемому оборудованию, а характеристика "Возможность ручного и автоматического (с использованием шаблонов) постраничного разделения печатаемых документов на однотипные группы страниц с целью формирования комплектов для печати по следующему набору параметров:
- по формату листа (стандартные форматы от А4 до АО, пользовательский формат в диапазоне от 100x100 мм до 914 х 15 000 мм. с точностью до 1 мм, используется для точного определения распределения нужного формата листа, на необходимый принтер).
- по наличию цветных элементов (с процентом заполнения) на печатаемом листе (цветное или чёрно-белое изображение)." должна иметься у ПО.
Как уже указывалось в разъяснениях, совокупность требований к ПО является неотъемлемой частью функционала оборудования и требуется для расширения функционала печатных устройств, для более профессионального использования техники, повышения производительности труда и сокращения времени выполнения заданий.
Конкретные значения, необходимые заказчику сформулированы описанием возможностей ПО, универсальность ПО указывает на то, что работа любого оборудования с ПО не требует специальных инструментов, т.е. ПО должно быть универсальным и не привязываться к моделям оборудования. Участник закупки вправе предложить любое универсальное ПО.
Ввиду того, что парк имеющейся техники Заказчика поддерживает работу в диапазонах форматов А4-А0. то и ПО должно уметь распознавать эти форматы для возможности объединения всей техники в единую систему".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходи к выводу что указанное требование к техническим характеристикам товара не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 декабря 2022 г. N 050/06/105-45680/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022