Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области "Воскресенский колледж" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на услуги охраны для обеспечения комплексной безопасности здания (строения, сооружения, объекта) ГБПОУ МО "Воскресенский колледж" в 2023 году. (извещение N 0348200086922000013 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 16.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 475 608,80 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 02.12.2022.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлена информация о критериях оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 9 Положения Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
В соответствии с пунктом 10 Положения если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
В соответствии с извещением о проведении Конкурса Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установлено в том числе следующее:
"1. Стоимостные критерии оценки.
1.1. Цена контракта - значимость 40%. Коэффициент значимости- 0,4.
Оценка по стоимостному критерию "цена контракта" осуществляется на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса.
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта " осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 ПП РФ от 31.12.2021 N 2604, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 ПП РФ от 31.12.2021 N 2604, указываются без знака "минус".
Итоговый рейтинг по критерию "цена контракта":
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый i - й заявке по критерию "цена контракта", умножается на соответствующую указанному критерию значимость:
Kai = ЦБi * 0,4 где:
Kai - значимость критерия по "цене контракта"
ЦБi - рейтинг, присуждаемый i - й заявки по указанному критерию;
0,4 - коэффициент значимости критерия "цена контракта" (40/100)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в извещении о проведении Конкурса информации о критериях оценки заявок не противоречат пункту 9 Положения.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. В Критериях оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, предлагаемых для оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Квалификация) Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"В качестве документов, подтверждающих наличие трудовых ресурсов и их квалификацию, должны быть предоставлены:
- справка из территориального подразделения лицензионно разрешительной работы, подтверждающей численность квалифицированных сотрудников Участника, с обязательным указанием ФИО, номера и даты выдачи удостоверения охранника, присвоенного квалификационного разряда и срока прохождения периодической проверки
- копия штатного расписания и/или выписка из штатного расписания, заверенная печатью и подписью руководителя (1 экз.);
- копия удостоверения частного охранника (для каждого охранника);
- копия личной карточки охранника (для каждого охранника);
- список всех сотрудников охраны Исполнителя, которых Исполнитель планирует привлечь к исполнению Контракта, согласно форме N 1, приведенной в части XI. ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА
(1 экз.).
Порядок оценки по показателю критерия:
Баллы по указанному показателю присваиваются в следующем порядке:
10 человек и менее = 0 баллов
От 11 до 30 человек = 25 баллов
От 31 до 50 человек = 50 баллов
От 51 до 70 человек = 75 баллов
От 71 человек и более = 100 баллов".
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки, не соответствует пункту 35 Положения, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным определить, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, предлагаемых для оказания услуг", так как порядок оценки, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному показателю.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что в качестве документов, подтверждающих наличие трудовых ресурсов и их квалификацию, должна быть предоставлена справка из территориального подразделения лицензионно разрешительной работы, подтверждающей численность квалифицированных сотрудников Участника, с обязательным указанием ФИО, номера и даты выдачи удостоверения охранника, присвоенного квалификационного разряда и срока прохождения периодической проверки, а также копия штатного расписания и/или выписка из штатного расписания, заверенная печатью и подписью руководителя (1 экз.) необоснованно ограничивают количество участников закупки и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Квалификация) Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Под услугами сопоставимого характера понимаются оказанные охранные услуги по государственным и муниципальным контрактам, контрактам, а также гражданско-правовым договорам (далее - контракты), заключенным муниципальным бюджетным учреждением, муниципальным унитарным предприятием, осуществляющими закупки, а также муниципальными автономными учреждениями, в случаях, предусмотренных ч. 4 и ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Под успешным оказанием услуг понимаются услуги сопоставимого характера выполненные в полном объеме по исполненным (завершенным) контрактам (договорам), при исполнении которых к участнику закупки не применялись штрафные санкции, а также отсутствуют судебные решения ответчиком, по которым является участник закупки, предметом судебного разбирательства является оказание услуг исполнителя по такому контракту и решение принято в пользу истца.
В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе копии ранее исполненных (завершенных) контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним, акт/акты оказанных услуг по таким контрактам (договорам), подписанные обеими сторонами, согласно которым Комиссия по рассмотрению заявок сможет сделать однозначный вывод о выполнении контрактов (договоров) в полном объеме, за период с 2017 года по 2021 год включительно, с учетом требований, установленных в настоящем показателе критерия.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
Баллы по указанному показателю присваиваются в следующем порядке:
50 и менее контрактов (договоров) = 0 баллов
От 51 до 100 контрактов (договоров) = 20 баллов
От 101 до 150 контрактов (договоров) = 40 баллов
От 151 до 200 контрактов (договоров) = 60 баллов
От 201 до 250 контрактов (договоров) = 80 баллов
От 251 и более контрактов (договоров) = 100 баллов".
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки, не соответствует пункту 35 Положения, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что по нестоимостному критерию принимаются к оценке документы и сведения за период с 2017 года по 2021, при этом опыт оказания услуг в том числе за 2022 год не принимается к оценке, что не позволяет участнику закупки получить максимальное количество баллов, в связи с чем ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту "г" пункта 28 Положения и требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным определить, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", так как порядок оценки, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному показателю.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Критериях оценки заявок по показателю "Соглашение о содействии участника закупки и УМВД России по Воскресенскому району в обеспечении правопорядка" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Квалификация) Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оценивается наличие у участника закупки Соглашения о содействии участника закупки и УМВД России по Воскресенскому району в обеспечении правопорядка"
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что оценивается наличие у участника закупки Соглашения о содействии участника закупки и УМВД России по Воскресенскому району в обеспечении правопорядка необоснованно ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В Критериях оценки заявок по показателю "Соглашение о содействии участника закупки и правоохранительного органа, а именно Главное управление Росгвардии по Московской области в обеспечении правопорядка" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Квалификация) Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оценивается наличие у участника закупки Соглашения о содействии участника закупки и правоохранительного органа, а именно Главное управление Росгвардии по Московской области в обеспечении правопорядка"
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что оценивается наличие у участника закупки Соглашения о содействии участника закупки и правоохранительного органа, а именно Главное управление Росгвардии по Московской области в обеспечении правопорядка необоснованно ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юридическая компания "Гарант" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 07.12.2022 N 050/06/105-45891/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 декабря 2022 г. N 050/06/105-45891/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2022