Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Бергиной Юлии Анатольевны (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Люберецкая областная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий для нужд ГБУЗ МО "ЛОБ" (извещение N 0348500002222000295 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 30.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 12 729 205,72 руб.;
3) дата окончания подачи заявок 12.12.2022;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий для нужд ГБУЗ МО "ЛОБ".
В извещении о проведении Конкурса Заказчиком установлено в том числе следующее:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий |
81.10.10.000 |
На заседании Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения согласно которым:
"Виды работ, подлежащих выполнению Подрядчиком в ходе исполнения контракта, не соответствуют указанным Заявителем в жалобе кодам ОКПД 2 - 33.12.18.000. 33.14.19, 33.12.19, исходя из того, что вышеуказанные коды ОК11Д 2 относятся к совершенно иным работам и услугам, чем требуются Заказчику, а именно:
1. Код ОКПД 2 - 33.12.18.000 (Услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования) не относится к видам работ, указанным в описании объекта закупки (Техническом задании) извещения о закупке, так как в рамках контракта будет осуществляться комплексное техническое обслуживание систем зданий, в том числе системы кондиционирования и вентиляции, которая в свою очередь, относятся к системам инженерно-технического обеспечения, что следует из положения п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N384- ФЗ (ред. от 02.07.2013)"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функции водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудапения, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Таким образом, техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования относится к услугам по техническому обслуживанию зданий, сооружений, что соответствует выбранному Заказчиком коду ОКПД2 (81.10.10.000Услуги по обслуживанию помещений комплексные).
На основании вышеизложенного считаем, что код ОКПД2, на которые ссылается Заявитель в составе жалобы, в полной мере не соотносятся с видами работ закупочной процедуры, так как предметом закупки является техническое обслуживание систем инженерно-технического обеспечения, в том числе системы кондиционирования и вентиляции, а не обслуживание небытового холодильного и вентиляционного оборудования.
Коду ОКПД2 33.12.18.000, по мнению Заказчиков, соответствуют такие виды работ и услуг, как:
- ремонт холодильной установки;
- обслуживание и ремонт холодильного оборудования;
- обеспечение работоспособности медицинских холодильников;
- обслуживание и ремонт холодильного оборудования и т.д.
2. Код ОКПД 2 -33.14.19(Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования)не относится к видам работ, указанным в описании объекта закупки (Техническом задании) извещения о закупке, так как в рамках контракта будет осуществляться комплексное обслуживание систем инженерно-технического обеспечения зданий, а не техническое обслуживание прочего профессионального электрического оборудования.
Под профессиональным электрическим оборудованием понимается сложное, специализированное электрическое оборудование, обслуживанием которого должна заниматься отдельная категория работников, имеющая определенные опыт, знания и навыки в обслуживании данного оборудования.
Коду ОКПД2 33.14.19. по мнению Заказчиков, соответствуют такие виды работ и услуг, как:
- техническое обслуживание уличного освещения;
- ремонт с заменой запасных частей, техническое обслуживание дизель-генераторных установок;
- ремонт с заменой запасных частей, техническое обслуживание мобильной дизельной электростанции;
- техническое обслуживание и текущий ремонт коммунальных электрических сетей и электрооборудования уличного освещения;
- техническое обслуживание систем видеонаблюдения;
- техническое обслуживание и текущий ремонт установок пожарной сигнализации;
- техническое обслуживание и ремонт холодильного, технологического и прачечного оборудования и т.д.
3.2. Код ОКПД 2 - 33.12.19 (Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки) не относится к видам работ, указанным в описании объекта закупки (Техническом задании) извещения о закупке, так как в рамках контракта будет осуществляться комплексное обслуживание конкретных систем инженерно-технического обеспечения зданий, а не прочего, т.е неопределенного, оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки.
Под прочим оборудованием общего назначения понимается оборудование, которое не входит ни в одну из систем подлежащих классификации, является специфическим и довольно редким.
Коду ОКПД2 33.12.19, по мнению Заказчиков, соответствуют такие виды работ и услуг, как:
- обслуживание индивидуального теплового пункта и подготовка элеваторного узла к отопительному сезону;
- обслуживание торгово-технологического оборудования, кухонного оборудования, прачечного оборудования;
- подключение посудомоечных машин и бойлеров;
- техническое обслуживание систем очистки воды бассейна;
- техническое обслуживание и текущий ремонт системы водополива,
- техническое и аварийное обслуживание систем газораспределения и газопотребления и т.д.".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно пункту 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
В Критериях оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оценка заявок по детализирующему показателю оценки, осуществляется в порядке, установленном подпунктом "б" пункта 20 Положения, в зависимости от наибольшего количества квалифицированных специалистов, привлекаемых участником закупки для оказания услуг по контракту в должности ответственного руководителя за производство работ или аналогичной должности, с опытом работы в данной или аналогичной должности не менее 3-х лет.
Перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
1. Трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 661 Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации):
2.1. Диплом о наличии высшего профессионального (технического образования):
2.2. Документы о допуске к работам в электроустановках напряжением до 1000 В (или до и выше 1000 В) в качестве административно-технического персонала, группа по электробезопасности IV или выше;
2.3. Документы о допуске к работам по эксплуатации тепловых энергоустановок в качестве управленческого персонала;
2.4. Документы о присвоении 3 группы по безопасности работ на высоте;
2.5. Документов об аттестации по охране труда;
2.6. Документы об аттестации по пожарной безопасности".
Изучив порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены подтверждающие документы не в соответствии с подпунктом "б" пункта 30 Положения, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления условия об оценке квалифицированных специалистов, привлекаемых участником закупки для оказания услуг по контракту в должности ответственного руководителя за производство работ или аналогичной должности, с опытом работы в данной или аналогичной должности не менее 3-х лет необоснованно ограничивает количество участников закупки, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бергиной Юлии Анатольевны необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 08.12.2022 N 050/06/105-45489/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 8 декабря 2022 г. N 050/06/105-45489/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022