Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N1" (далее - Заказчик) - Марченко И.И. (по доверенности),
- ООО "ЭКОН" (далее - Заявитель) - Нечаев М.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N1" в 2023 году" (извещение N 0375200004522000098) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе и неверно выбравшего способ определения поставщика.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения.
Заказчиком установлен код ОКПД2 52.10.19.900 - услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки.
Согласно жалобе Заявителя: "Заказчик намеренно изменил код по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
В соответствии с письмом от 17 февраля 2016 г. N Д28и-344 Минэкономразвития России, при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2. При этом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, ответственность и нарушения могут возникнуть, в случае если код выбран с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Заказчик выбрал код по ОКДП2 52.10.19.900 Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки.
Данный код не соответствует предмету закупки, так как ни о каком складировании и хранении в конкурсной документации речи не идет. В ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) указывается "Объем оказанных исполнителем заказчику услуг в целях расчетов по настоящему техническому заданию определяется в условных единицах. Под одной условной единицей понимается оказание услуги по транспортировке одного контейнера с отходами класса Б или В, вместе с содержимым (отходами класса Б или класса В) от пункта временного сбора и накопления заказчика до объекта обезвреживания, и сжигание содержимого этого контейнера подлежит уничтожению путем сжигания".
Данная позиция подтверждается Письмом ФАС России от 04.10.2022 NПИ/91273/22, а также Дополнением ФАС России к письму от 04.10.2022 N ПИ/91273/22 от 24.10.2022 NПИ/97225/22.
Таким образом Заказчик собирается измерять и оплачивать услуги, исходя из объема вывезенных и обезвреженных методом сжигания медицинских отходов классов Б и В.
Так же Заказчик предъявляет требования к Исполнителю, основываясь исключительно на СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", который, в том числе, регламентирует порядок обращения с медицинскими отходами.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), который содержит код по ОКДП2 38 Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов, который содержит:
А) 38.12.11.000 Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов
Б) 38.12.23.000 Отходы медицинские опасные прочие
Именно по этим кодам в России ежегодно проводятся сотни электронных аукционов на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживании/обеззараживании медицинских отходов.
Аукцион считается более прозрачной формой проведения торгов, чем конкурс. Чтобы исключить коррупционную составляющую, Правительство РФ выпустило Распоряжение от 21 марта 2016 г. N 471-р, которое устанавливает список товаров, работ и услуг, закупать которые разрешено лишь путем аукциона.
Найти данную закупку по её сути (вывоз и обезвреживание медицинских отходов) с помощью открытого поиска ЕИС не представляется возможным, чтобы своевременно узнать о данной закупке, необходимо использовать платные сервисы, например https://zakupki.kontur.ru.
В виду выше приведенного, считаем, что Заказчик намеренно изменил код по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика для усложнения участия в процедуре и возможности предоставления субъективного преимущества, ограничил конкуренцию, путем усложнения поиска данной закупки в ЕИС, изменив код по ОКДП2 и наименование процедуры".
В соответствии с Техническим заданием установлены следующие общие требования к оказанию услуг:
Обязанности исполнителя:
1. Разработать собственными силами или с привлечением соисполнителей программное обеспечение для учета движения принадлежащих Заказчику контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов классов Б и В.
2. Предоставить Заказчику неисключительную лицензию на пользование данным программным обеспечением.
3. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование, необходимое для поступления информации в программное обеспечение. Программное обеспечение и оборудование должно исключать непосредственное физическое присутствие сотрудников Заказчика в помещениях, где осуществляется процесс приема-передачи отходов, и обеспечивать объективный контроль за движением контейнеров от пункта накопления отходов Заказчика до объекта обезвреживания отходов. Стоимость пользования оборудованием включена в стоимость контракта.
4. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование для обеззараживания и очистки воздуха - бактерицидный рециркулятор, который должен снижать уровень микробной обсемененности в помещениях в непрерывном режиме.
5. Производить вывоз контейнеров с медицинскими отходами классов Б и В согласно графику вывоза отходов. Забор контейнеров с пункта временного сбора и накопления Заказчика производится без участия сотрудников Заказчика.
6. Предоставить за свой счет одноразовые расходные материалы (пакеты ПВД), одноразовые контейнеры в объемах и с характеристиками в соответствии с настоящим техническим заданием.
7. Транспортировать контейнеры с отходами классов Б и В вне территории ЛПУ только в закрытых кузовах, специально применяемых для этих целей автомашин.
8. Перевозить контейнеры с отходами специально приспособленными для этих целей транспортными средствами с цельнометаллическим кузовом, оснащенными креплением контейнеров внутри кузова и дополнительными замками-запорами для внешних дверей кузова, исключающих их непроизвольное раскрытие во время движения и возникновения аварийной ситуации.
9. Транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, обладающие активностью против возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, легионеллез, туляремия), ветошь и другое).
10. Исполнитель обязан подвергать мытью и дезинфекции многоразовые контейнеры для временного хранения отходов классов Б и В после каждого опорожнения с использованием моющих и дезинфицирующих средств, обладающих антимикробной активностью в отношении граммположительных и граммотрицательных бактерий (включая микобактерии туберкулеза), возбудителей внутрибольничных и анаэробных инфекций, грибов рода Кандида и Трихофитон, плесневых грибов, вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа, Коксаки, ЕСНО, полиомиелита, энтеральных, парентеральных гепатитов).
11. Транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом протирания растворами дезинфицирующих средств с антимикробными, противовирусными противогрибковыми, овоцидными, спороцидными свойствами с использованием ветоши, щеток.
12. Исполнитель обязан производить обезвреживание медицинских отходов классов Б и В согласно СанПиН 2.1.3684-21, помещения объектов обезвреживания медицинских отходов должны быть оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
13. Исполнитель ежемесячно предоставляет заказчику информацию о массе транспортированных и обезвреженных отходов классов Б и В в килограммах.
Согласно возражениям Заказчика: "Согласно ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), заказчик за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), далее - Перечень, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р. В то же время, согласно ч.ч. 1-2 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); одним из конкурентных способов осуществления закупки является конкурс, в том числе открытый конкурс в электронной форме.
Утверждения ООО "ЭКОН" о том, что объектом (предметом) закупки должно является оказание услуг по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов (код по ОКПД 2: 38.12.11.000 - услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов) и следовательно ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N 1" обязано было применить указанный в Перечне код по ОКПД 2 и провести иную процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион, являются ошибочными, не применимыми в данной закупке и не основанными на законе.
Объектом закупки является оказание Заказчику комплекса услуг, которые функционально и технологически дополняют друг друга, объем и виды которых были изложены в Техническом задании (Описание объекта закупки (техническое задание)). Исходя из перечисленных в Описании объекта закупки (техническом задании) обязанностей к исполнителю можно сделать вывод, что исполнителем должны быть обеспечены хранение в контейнерах медицинских отходов классов Б и В, образующихся у Заказчика, их транспортировка (перевозка), учет движения принадлежащих Заказчику, либо находящихся в пользовании у Заказчика контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов классов Б и В, а также обезвреживание указанных отходов на специальном участке.
Таким образом, исходя из технического задания закупаемая услуга прежде всего сводится к хранению и транспортировке медицинских отходов классов Б и В, и не ограничена лишь сбором опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов, о чем указывает Заявитель. Услуги по сбору опасных медицинских отходов, на которые указывает Заявитель, не приобретаются Заказчиком в проводимой закупке, обязанностями Исполнителя не предусматривается оказание услуг по сбору медицинских отходов. Сбор медицинских отходов осуществляется Заказчиком своими силами на территории подразделений медицинского учреждения, проводимая закупка имеет целью автоматизацию и контроль дальнейших процессов обращения с медицинскими отходами, собираемыми Заказчиком.
Выбранный Заказчиком для данной закупки код ОКПД 2: 52.10.19.900 - Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки, не включен в Перечень.
Определение кода ОКПД 2 для товара (работы, услуги) и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется Заказчиком самостоятельно для каждой конкретной закупки. Такой же позиции придерживается и Министерство финансов Российской Федерации, которое в своем письме от 09.06.2017 г. N 24-03-08/36404 указало следующее: "_Заказчик для целей выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяет код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения_"
Исходя из перечисленных обязанностей к исполнителю, Комиссия установила, что исполнителем должны быть обеспечены хранение в контейнерах медицинских отходов классов Б и В, образующихся у Заказчика, их транспортировка (перевозка), учет движения принадлежащих Заказчику, либо находящихся в пользовании у Заказчика контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов классов Б и В, а также обезвреживание указанных отходов на специальном участке.
Таким образом, исходя из технического задания закупаемая услуга, прежде всего, сводится к хранению и транспортировке медицинских отходов классов Б и В, и не ограничена лишь сбором опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов, о чем указывает Заявитель.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что услуги по сбору медицинских отходов, на которые указывает Заявитель, не приобретаются Заказчиком в проводимой закупке, обязанностями Исполнителя не предусматривается оказание услуг по сбору медицинских отходов. Сбор медицинских отходов осуществляется Заказчиком своими силами на территории подразделений медицинского учреждения, проводимая закупка имеет целью автоматизацию и контроль дальнейших процессов обращения с медицинскими отходами, собираемыми Заказчиком.
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей.
Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Выбранный Заказчиком код ОКПД2 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки" не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 16 декабря 2022 г. N 082/06/106-1286/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022