Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда Республики Татарстан (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по уборке и содержанию помещений и прилегающей территории (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0311100010022000045) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) не установившего в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 36 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) о наличии опыта выполнения работ, связанных с предметом государственного контракта, заключаемого по результатам Аукциона;
2) ненадлежащим образом сформировавшего лот по объекту закупки, ввиду объединения в один лот технологически и функционально невзаимосвязанных видов оказываемых услуг;
3) неправомерно указавшего в проекте государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) требование о предоставлении банковской гарантии.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 12.12.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.12.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 851 490,79 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.12.2022.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении не установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 36 приложения к Постановлению N 2571 о наличии опыта выполнения работ, связанных с предметом государственного контракта, заключаемого по результатам Аукциона.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Комиссией установлено, что в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, предполагается оказание услуг по уборке и содержанию помещений и прилегающей территории.
Согласно позиции 36 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при оказании услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, предъявляется требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция приложения Постановления N 2571 применяется с учетом положений пункта 3 Постановления N 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки";
- позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 36 приложения к Постановлению N 2571, поскольку указанные дополнительные требования содержатся в разделе VI "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям", которые не относятся к сфере деятельности Заказчика.
Из информации, размещенной в ЕИС, следует, что объектом закупки является оказание услуг по уборке и содержанию помещений и прилегающей территории.
Согласно положениям Постановления N 2571 возникновение обязанности заказчика по установлению дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N 2571, не зависит от принадлежности заказчика к определенной сфере деятельности.
Кроме того, согласно пункту 6.1 письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона
от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ" вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов приложения к Постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N 2571, должны применяться независимо от сферы деятельности заказчика, если они указаны в приложении к Постановлению N 2571 в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки" с учетом подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571, в связи с чем вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в Извещении дополнительные требования к участникам закупки, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по объекту закупки, ввиду объединения в один лот технологически и функционально невзаимосвязанных видов оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что согласно описанию объекта закупки Извещения при оказании услуг по уборке помещений исполнитель производит, в том числе услуги по стирке штор (портьер) и тюлей, которые не входят в код ОКПД2 81.21.10.000 (Услуги по общей уборке зданий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что оказываемые услуги по уборке помещений, в том числе услуги по стирке штор (портьер) и тюлей, технологически и функционально взаимосвязаны, а также сформированы с учетом потребностей Заказчика.
Вместе с тем Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих, что включение Заказчиком в объект закупки услуги по стирке штор (портьер), тюлей и услуги по уборке помещений ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно указано в Проекте контракта требование о предоставлении банковской гарантии.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Комиссией установлено, что согласно пункту 6.1 Проекта контракта обеспечение исполнения контракта по выбору исполнителя предоставляется в форме банковской гарантии выданной банком, или внесением денежных средств.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании Проекта контракта Заказчиком допущена техническая ошибка в части установления требования обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о возможности предоставления гарантии не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кулакова А.В. обоснованной в части пунктов 1, 3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2022 г. N 28/06/105-3704/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022