Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Ермаковой Т.Г., Самусенко А.А., Шикулина В.Н., ООО "Т2 Мобайл" Горбенковой Ю.А.,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Т2 Мобайл" (далее - Заявитель) на действия Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению
закупок Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок),ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100088322000028) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) требование о наличии лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с указанием конкретной территории действия, а именно на территории г. Москвы и Московской области.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 12.12.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.12.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 505 560 руб.;
4) начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 4 526,11 руб.;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.12.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 07.12.2022;
8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) по итогам рассмотрения заявок, поданных участниками закупки на участие в Аукционе, 2 заявки участников Аукциона признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
10) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113156504, предложивший сумму цен единиц товара, работ, услуг в размере 2 941,31 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с указанием конкретной территории действия, а именно на территории г. Москвы и Московской области.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
При этом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42
Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43
Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено,что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что деятельность на оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, предусматриваемых лицензиями, и соответствующие перечни лицензионных требований устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2385) утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 1 Положения записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи вносятся наименования услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N 1 к Положению (далее - Перечень N 1).
В силу пунктов 11, 16 Перечня N 1 подлежат лицензированию услуги подвижной радиотелефонной связи, телематические услуги связи.
В соответствии с Извещением объектом закупки является оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи.
В пункте 11 электронного документа "Извещение" установлено, что участник закупки должен иметь действующие лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с Законом о связи: услуги подвижной радиотелефонной связи; телематические услуги связи, услуги подвижной радиотелефонной связи на территории Москвы и Московской области в стандартах GSM-900/1800, UMTS, LTE (по месту нахождения и территории основной деятельности Заказчика).
Пунктом 5 Положения установлено, что лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N 2 к Положению (далее - Перечень N 2).
Согласно пункту 3 раздела ХI Перечня N 2 оператор связи при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязан оказывать услуги на территории, предусмотренной записью в реестре лицензий в области связи в отношении данной лицензии.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 раздела ХI Перечня N 2 оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту возможности пользования услугами подвижной радиотелефонной связи при нахождении за пределами территории, предусмотренной записью в реестре лицензий в области связи в отношении данной лицензии.
В силу подпункта "б" пункта 4 раздела XVI Перечня оператор связи при оказании телематических услуг связи обязан обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю услугами связи доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил,что указанные положения законодательства Российской Федерации реализовываются операторами посредством роуминга.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342, "роуминг" - обеспечение оператором связи возможности абоненту с применением идентификационного модуля пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен.
Исходя из вышеизложенного, оператор связи в силу действующих нормативных актов обязан обеспечить возможность оказания услуги связи на территории Российской Федерации без ограничений по регионам.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили,что установление требования о наличии лицензии на оказание подвижной радиотелефонной связи на территории г. Москвы и Московской области отвечает потребностям Заказчика, так как основным местом деятельности Заказчика является Москва и Московская область.
Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно Техническому заданию Извещения местом оказания услуг связи являются г. Москва, Московская область, регионы Российской Федерации, страны СНГ,страны международного роуминга.
Изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу,что вышеуказанные действия Заказчика в части установления в Извещении требования к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг связи на территории г. Москвы и Московской области, содержат признаки необоснованного ограничения количества участников закупки,что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том,что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе,и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Комиссия установила, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2022
N ИЭА1 (далее - Протокол) заявка Заявителя на участие в Аукционе (далее - Заявка) признана несоответствующей требованиям Извещения по следующему основанию:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). В соответствии частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик установил требование (п.11 Извещения об аукционе в электронной форме) о наличии у Участника закупки действующих лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003
N 126-ФЗ "О связи": услуги подвижной радиотелефонной связи; телематические услуги связи, услуги подвижной радиотелефонной связи на территории Москвы и Московской области в стандартах GSM-900/1800, UMTS, LTE (по месту нахождения и территории основной деятельности Заказчика). В качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Участник закупки должен предоставить копии указанных лицензий, либо сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления, либо выписки из реестра лицензий, либо реестровая запись об указанной лицензии из реестра лицензий на основании Федерального закона от 04.05.2011
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и письма Минэкономразвития от 23.04.2021 N Д24н-12191. Однако Участником закупки не предоставлена информация или копия действующей лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Москвы и Московской области в стандарте GSM-900/1800".
На заседании Комиссии установлено, что Заявка Заявителя содержала копию действующей лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Нижегородской области.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что с учетом допущенных Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе при утверждении положений Извещения, отклонение заявки Заявителя за непредоставление действующей лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Москвы и Московской области, неправомерно.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том,что действия комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Т2 Мобайл" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений
Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 14.12.2022 по делу N 28/06/105-4021/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2022 г. N 28/06/105-4021/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022