Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ратина С.Ю., ООО "Полимер-Рус" Стетина С.А., представители АО "ЕЭТП" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Полимер-Рус" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию и эксплуатации зданий (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100005522000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, а также не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позициями 14 и 36 приложения к постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
2) в Извещении установлено неправомерное требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Лицензия).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) - 41 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 06009090142390020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.12.2022;
6) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Аукциона признана заявка с идентификационным номером N 1, с предложением о цене контракта в размере 14 350 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, а также неправомерно не установлены в Извещении дополнительные требования к участникам закупки по позициям приложения к Постановлению N 2571.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с позицией 36 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по обслуживанию и эксплуатации здания.
Так, например, в рамках оказания услуг по техническому обслуживанию в соответствии с Техническим заданием исполнителю по контракту необходимо осуществлять работы по техническому обслуживанию, ремонту и поддержанию в исправном состоянии комплекса оборудования тепловых пунктов зданий.
Также согласно Техническому заданию Извещения исполнителю необходимо оказать услуги по комплексной уборке здания и прилегающей территории.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки услуги по обслуживанию и эксплуатации зданий и услуги по комплексной уборке здания и прилегающей территории, поскольку регламент, функции, специфика выполнения услуг являются различными, не имеют функциональной и технической связи друг с другом, при этом для работ и услуг, содержащихся в Техническом задании, предусмотрены самостоятельные позиции, указанные в приложении к Постановлению N 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объем услуг по обслуживанию и эксплуатации здания и объем услуг по уборке здания и прилегающей территории является неделимым в рамках оказываемых услуг.
Вместе с тем Комиссией установлено, что услуги по обслуживанию и эксплуатации зданий и уборке, установленные Заказчиком в Техническом задании Извещения, предусмотрены отдельными позициями 14 и 36 приложения к Постановлению N 2571.
При этом одновременное установление дополнительных требований для участников закупки, предусмотренных позициями 14 и 36, не предусмотрено положениями Постановления N 2571.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что неустановление Заказчиком дополнительных требований одновременно, предусмотренных позициями 14 и 36 приложения к Постановлению N 2571, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем объединение вышеназванных услуг в одну закупку приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные услуги представляется на разные товарных рынках и для их закупки требуется наличие опыта по различным позициям, установленным приложением к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика в части объединения в один объект закупки услуг по обслуживанию и эксплуатации зданий и услуг по комплексной уборке здания и прилегающей территории, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении установлено неправомерное требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки Лицензии.
Согласно Техническому заданию Извещения при выполнении работ, на которые распространяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" исполнитель (субподрядная организация) должен иметь соответствующую лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предоставляется Заказчику до начала выполнения работ.
Пунктом 4.1.2 государственного контракта Извещения установлена возможность исполнителя привлечь соисполнителей для исполнения обязательств перед Заказчиком.
В соответствии с Извещением установлено место оказания услуг: г. Москва, Славянская пл., д. 4 стр. 1, 3,4.
Комиссией установлено, что пунктом 53 Перечня выявленных объектов культурного наследия города Москвы, подлежащих отнесению к объектам культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения (памятники), являющегося приложением N 1 к распоряжению Правительства Москвы от 02.11.2009 N 2844-РП "Об отнесении выявленных объектов культурного наследия города Москвы к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения", установлено, что расположенный по адресу г. Москва, Славянская пл., д. 2/5/5, стр. 3 "Деловой двор с банками, офисами, магазинами, гостиницей, ресторанами, оптовыми складами торговых и промышленных фирм, 1912-1913 годы, архитектор А.С. Кузнецов" относится к объекту культурного наследия.
В связи с вышеизложенным Комиссия приходит к выводу, что наличие в Техническом задании Извещения требования о наличии Лицензии у исполнителя (субподрядной организации) по государственному контракту не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закон о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полимер-Рус" обоснованной в части пункта 1 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.12.2022 по делу N 28/06/105-3783/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2022 г. N 28/06/105-3783/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022