Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя ФКУ "Уралуправдор" Бызовой А.В., Макаровой Е.Ю., АО "Трест УТСС" Алиева Ф.А., представители АО "РАД" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "Трест УТСС" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Уралуправдор" (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок ФКУ "Уралуправдор" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на осуществление работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-242 Пермь-Екатеринбург на участке км. 301+000 - км. 326+000, Свердловская область (III, IV участки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0362100008222000091) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок:
1) Комиссией по осуществлению закупок с нарушением требований Закона о контрактной системе применен порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (квалификация участников закупки)" (далее - Критерий), в отношении заявки Заявителя.
2) Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе сформирован порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 14.12.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.12.2022.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 16.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 726 729 200 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10804092440692058243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.12.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки, из которых 3 признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) согласно протоколу подведения итогов поредения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО СК "Форвард" с предложением о цене контракта 2 725 000 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок с нарушением требований Закона о контрактной системе применен порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Показателя Критерия.
В соответствии с пунктом 1 частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
При этом пунктом 2 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок Извещения установлено, в том числе следующее: "В отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", его детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
- автомобильная дорога.
К оценке принимается исключительно исполненный договор, относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- договор, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (автомобильная дорога).
К оценке принимаются документы:
- исполненный договор,
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Последний акт, составленный при исполнении договора, подтверждающего наличие у участника закупки опыта работ, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2022 N ИЭОК1 заявке Заявителя по Критерию присвоено 0 баллов.
Представитель Заявителя пояснил, что не согласен с оценкой присвоенной Комиссией по осуществлению закупок, поскольку Заявителем в составе заявки представлены сведения об исполненном контракте в подтверждение дополнительным требованиям предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установленным Заказчиком.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Комиссией по осуществлению закупок присвоено заявке Заявителя 0 баллов, поскольку вторая часть заявки Заявителя не содержала контрактов и договоров, подлежащих оценке Комиссией по осуществлению закупок.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе, поскольку в составе второй части заявки Заявителя отсутствовали документы и сведения подлежащие оценке по Показателю Критерия.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе сформирован порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Срок окончания подачи заявок установленный Заказчиком - 02.12.2022.
Вместе с тем согласно сведениям ЕИС жалоба Заявителя поступила 08.12.2022 (зарегистрирована в ФАС России - 09.12.2022), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя на положения Извещения оставлен Комиссией без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах и величинах значимости этих критериев в соответствии Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, Показатель Критерия содержит Детализирующий показатель, согласно которому к оценке принимается исключительно исполненный контракт (договор), предусматривающий выполнение работ по капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю Критерия установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения:
,
где = 1 300 000 000 руб.
При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя), где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми кроме цены понимается, в том числе квалификация такого участника.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление условия, в соответствии с которым к оценке принимается контракт (договор) на максимальную сумму не более 1 300 000 000 руб., является необъективным, поскольку данный опыт с учетом объемов выполненных работ не является сопоставимым по сравнению с опытом выполнения работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по заключаемому контракту с НМЦК - 2 726 729 200 руб. и, соответственно, оценка опыта на сумму не более 1 300 000 000 руб. и участника закупки, предложившего опыт на сумму в размере 2 726 729 200 руб. и более, не может приводить к одинаковому количеству баллов.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия Извещения, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, исходя из представленных сведений Комиссии не представляется возможным сделать вывод о том, что указанное нарушение повлияло на результат оценки заявок участников Конкурса.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Трест УТСС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушения не выдавать.
4. Передать материалы от 15.12.2022 по делу N 28/06/105-3810/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2022 г. N 28/06/105-3810/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022