Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ДСК" (далее - Заявитель) на действия Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Заказчик), МКУ "Центр организации и проведения конкурсных процедур" ГО г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения ГО г. Уфа РБ (за исключением Демского района ГО г. Уфа РБ) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0301300247622000943) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение);
2) неправомерно установивших требование о визуальном обследовании оборудования объекта энергосервиса в целях уточнения количества и характеристик светильников;
3) установивших в проекте государственного контракта Извещения (далее -Контракт) противоречивые сведения относительно срока оказания услуг и срока исполнения Контракта;
4) установивших в Контракте цену в виде фиксированной денежной суммы;
5) установивших в порядке оценки заявок на участие в закупке Извещения (далее - Порядок рассмотрения и оценки заявок участников) критерий "Цена Контракта" вместо критерия "Предложения о сумме соответствующих расходов заказчика, которые Заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту";
6) не установивших в Контракте ответственность за недостижение минимальных показателей экономии электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - Постановление N 636);
7) установивших в Контракте противоречивые требования к способам определения значений объема потребления энергетических ресурсов;
8) неправомерно установивших в Порядке рассмотрения и оценки заявок участников по показателю "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) требование о представлении в составе заявки сведений о размере уставного капитала участника закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 15.12.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.12.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 11.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 121 120 199,06 руб.;
4) источник финансирования - бюджет городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, КБК - 710050307В0222080244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.12.2022.
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только 1 заявка на участие в закупке.
7) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "234" с предложением о цене контракта в размере 448 448 079,62 руб.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) к товару "Уличный светодиодный светильник" (далее - Товар) неправомерно установлено требование к цветовой температуре.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно установлено требование к одному значению области допустимых значений к поставляемому Товару.
Так, согласно Описанию объекта закупки к поставке подлежит Товар с характеристикой "Цветовая температура - "5028283К".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом значение показателья "5028283К" характеристики "Цветовая температура" соответствует ГОСТ 34819-2021 "Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ).
Пунктом 5.5.1 ГОСТ установлены значения коррелированной цветовой температуры осветительных приборов со светодиодами белого цвета, которые должны соответствовать одному из номинальных значений, указанных в таблице 19 ГОСТ.
Комиссией установлено, что в таблице 19 ГОСТ указано номинальное значение цветовой температуры 5000К с областью допустимых значений 502828ЗК.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Из довода Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки к Товару установлено требование к показателю "Тип кривой силы света - "Ш-Боковая", вместе с тем Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлены требования к показателю "Тип кривой силы света", а именно: "К", "Г", "Д", "Л", "М", "С", а также к показателю "Тип условной экваториальной кривой силы света", а именно: "Круглосимметричная", "Осевая", "Многолучевая", "Асимметричная".
Приложением N 3 Описания объекта закупки к Товару установлено требование к показателю "Тип кривой силы света - "Ш-боковая".
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТ выделяется следующие типы кривой силы света: "Концентрированная - К", "Глубокая - Г", "Косинусная - К", "Полуширокая - П", "Равномерная - Р", "Синусная - С".
В соответствии с пунктом 4.1.4 ГОСТ выделяется следующая классификация светильников для утилитарного наружного освещения по типу условной экваториальной кривой силы света: "Круглосимметричная", "Осевая", "Боковая", "Многолучевая", "Асимметричная".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Приложением N 2 к Описанию объекта закупки установлено, что в перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель по Контракту, входит обследование линий наружного освещения, сбор исходных данных, подготовка и согласование с Заказчиком технического решения.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что установление в Описании объекта закупки характеристики Товара "Тип кривой силы света - "ШБ" является неправомерным, поскольку из Описания объекта закупки следует, что согласование технического решения с Заказчиком в отношении типа кривой силы света осуществляется после обследования линий наружного освещения исполнителем. Таким образом на момент размещения Извещения из указанных документов следует, что участникам закупки не представляется возможным определить какой тип кривой силы света соответствует потребностям Заказчика и Уполномоченного органа с учетом требований Извещения.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1.3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование к материалу корпуса Товара, а именно: "Литой алюминиевый сплав".
Так, согласно Описании объекта закупки к Товару установлено требование "Материал корпуса - "Литой алюминиевый сплав с защитным покрытием".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что требования к материалам корпуса и методике изготовления корпуса является избыточным.
По мнению Заявителя, требуемый Заказчиком способ изготовления Товара не влияет на качество и срок службы.
Комиссией установлено, что корпус светильника из алюминия также изготавливается штамповкой, экструзией, ковкой, а также иными способами.
При этом на заседании Комиссии Заказчиком, Уполномоченным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при использовании иного материала корпуса для изготовления Товара не будет достигнута цель энергосервисного контракта.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование о наличии ударопрочного защитного стекла для Товара с потребляемой мощностью не более 104 Вт.
Приложением N 3 Описания объекта закупки к Товару установлено требование о наличии ударопрочного защитного стекла со степенью защиты от внешних механических воздействий IK08 с энергией удара не менее 5 Дж для светильников типа 4.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что согласно Описанию объекта закупки для светильников типа 4 установлена характеристика "Потребляемая мощность - "не более 104 Вт".
Согласно пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление N 2255) светильники для наружного утилитарного освещения потребляемой мощностью более 100 Вт с газоразрядными лампами должны иметь защитное ударопрочное стекло или рассеиватель со степенью защиты от внешних механических воздействий IK08 с энергией удара 5 Дж.
Поскольку в рамках поставки светильников типа 4 участником может быть предложен Товар с мощностью от 84 до 100 Вт, для которого требование о наличии ударопрочного защитного стекла является избыточным, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование о наличии ударопрочного защитного стекла для Товара с потребляемой мощностью не более 104 Вт, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
1.5. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки не установлено требование о поставке нового Товара.
Пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требование пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено, поскольку вышеуказанное требование является общим и действует по умолчанию ко всем закупкам в рамках Закона о контрактной системе.
Вместе с тем для целей информационного обеспечения закупки в извещении о проведении закупки должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение по объекту закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Описании объекта закупки требование о том, что поставляемый Товар должен быть новым, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование о визуальном обследовании оборудования объекта энергосервиса в целях уточнения количества и характеристик Товара.
В силу положений Описания объекта закупки исполнитель осуществляет визуальное обследование оборудования объекта энергосервиса, в целях уточнения количества и характеристик светильников, входящих в систему освещения ГО г. Уфа РБ (за исключением Демского района ГО г. Уфа РБ).
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что поскольку исполнитель разрабатывает документацию на повышение энергетической эффективности системы наружного освещения, в том числе выполняет светотехнический расчет, определяет количество и места установки светильников по типам и представляет на утверждение Заказчику, определить технические характеристики существующего оборудования для подбора требуемых светильников к замене и соответствия замененного оборудования нормам освещенности при помощи визуального обследования не представляется возможным.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что согласно пункту 2 приложения N 2 Описания объекта закупки исполнитель обязан выполнить обследование объектов Заказчика с целью подготовки и согласования технического решения, при этом требование к конкретному способу обследования Заказчиком не установлено.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Контракте установлены противоречивые сведения относительно срока оказания услуг и срока исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, срок исполнения контракта представляет собой срок, включающий, в том числе приемку выполненных работ (ее результатов).
Пунктом 6.1. Контракта установлено, что Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует в течение 6 лет с даты подписания итогового акта приемки результатов выполненных энергосберегающих мероприятий (форма акта - Приложение N 7 к Контракту), а в части оплаты стоимости Контракта, возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.
Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом установлен срок сдачи объекта с подписанием актов сдачи-приемки объекта в течение 361 календарного дня с даты заключения Контракта.
В силу пункта 6.4 Контракта срок оказания услуг: с момента заключения Контракта до истечения 6 лет с даты подписания итогового акта приемки результатов выполненных энергосберегающих мероприятий, предусмотренных Описанием объекта закупки.
При этом согласно пункту 6.2 Контракта срок исполнения Контракта - с даты его заключения до 28.02.2030.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что датой по истечению 6 лет с даты подписания итогового акта является декабрь 2029, при этом по мнению Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом указан неверный срок исполнения Контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установленный Заказчиком срок исполнения контракта 28.02.2030 представляет собой срок, включающий, в том числе приемку поставленного Товара, а также выполненных работ (ее результатов).
При этом Заявитель в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлена в Контракте цена в виде фиксированной денежной суммы.
Частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 Закона о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Закона о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Пунктом 2 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе установлено, что энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Частью 14 статьи 108 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 9.1 Контракта цена Контракта определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, и на момент заключения Контракта составляет ________ руб.
При этом согласно пункту 9.4 Контракта размер платежа, подлежащего уплате Заказчиком исполнителю, устанавливается в размере 99% от достигнутого размера экономии электрической энергии на объекте энергосервиса в натуральном выражении, определенного в денежном выражении с учетом тарифов (цен) на электрическую энергию, закупаемую Заказчиком, фактически сложившихся за отчетный период, и не подлежит изменению в ходе исполнения Проекта контракта. Сумма выплат по Проекту контракта, оплачиваемая Заказчиком, не зависит от применяемой Исполнителем системы налогообложения.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указание цены в денежном выражении произведено с уточнением "на момент заключения", что допускает ее изменение в процессе исполнения.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа дополнили, что в Контракте отсутствует формулировка, согласно которой цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке рассмотрения и оценки заявок участников установлен критерий оценки "Цена Контракта" вместо критерия "Предложения о сумме соответствующих расходов заказчика, которые Заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту".
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок участников закупки установлено следующее наименование критерия: "Цена контракта, Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что, учитывая необходимость применения специальных норм статьи 108 Закона о контрактной системе в части формирования начальной (максимальной) цены контракта и цены, по которой заключается энергосервисный контракт, общее понятие "цена контракта" приравнивается к понятию "предложение о цене контракта".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу жалобы Заказчиком, Уполномоченным органом в Контракте не установлена ответственность за недостижение минимальных показателей экономии электрической энергии в соответствии с Постановлением N 636.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 17 Постановления N 636 установлено требование об указание в качестве меры ответственности за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода неустойки (штрафа, пеней) в размере, равном произведению цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 Постановления N 636, и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, предусмотренном контрактом для соответствующего календарного периода, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период. При этом разница между размером неустойки (штрафом, пени) за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода и размером платежа в адрес исполнителя за фактически достигнутую экономию, определяемым в соответствии с пунктом 12 Постановления N 636, не должна превышать 10 процентов от произведения цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 Постановления N 636, и предусмотренного контрактом для соответствующего календарного периода размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении либо от предусмотренного контрактом размера экономии в стоимостном выражении, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного переход.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что пунктом 13.12 Контракта установлена ответственность за недостижение минимальных показателей экономии электрической энергии.
Так, согласно пункту 13.12 Контракта за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода исполнитель уплачивает неустойку (штраф, пени) в размере, равном произведению цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с условиями контракта, и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, предусмотренном контрактом для соответствующего календарного периода, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период. При этом разница между размером неустойки (штрафом, пени) за не достижение исполнителем предусмотренного Контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода и размером платежа в адрес исполнителя за фактически достигнутую экономию, определяемым в соответствии с условиями контрактом, не должна превышать 10 процентов от произведения цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с условиями контракта, и предусмотренного контрактом для соответствующего календарного периода размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом в Контракте установлены меры ответственности за недостижение исполнителем предусмотренного Контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода в соответствии с положениями Постановления N 636, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу жалобы Заказчиком, Уполномоченным органом в Контракте установлены противоречивые требования к способам определения значений объема потребления энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Минэнерго России от 04.02.2016 N 67 "Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (далее - Методика) под базовым периодом в Методике понимается период времени, выбранный для получения информации о параметрах, на основе которых может быть рассчитан объем потребления энергетических ресурсов до реализации мероприятий в соответствии с энергосервисным договором (контрактом). Период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода не может превышать 1 календарный год.
Пунктом 1.6. Методики установлено, что способы определения значений объема потребления энергетических ресурсов, параметров мощности и времени работы системы, периоды, время и точки проведения измерений (наблюдений) в отчетном периоде должны быть аналогичны используемым в базовом периоде.
В случае установки в отчетном периоде приборов учета потребления электрической энергии, показания которых соответствуют объему потребления электрической энергии энергопринимающими установками, в отношении которых проводится мероприятие, определение объема потребления электрической энергии в отчетном периоде осуществляется по фактическим показаниям данных приборов учета.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что согласно положениям Контракта объем потребления энергетического ресурса на объекте энергосервиса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определяется расчетно-измерительным способом на основании данных о времени работы системы уличного освещения согласно графику работы (включения и отключения) объектов уличного освещения на соответствующий календарный год и ее мощности, без учета показаний приборов учета.
Приложением N 3 к Контракту также установлено, что способы определения значений объема потребления энергетических ресурсов, параметров мощности и времени работы системы, периоды, время и точки проведения измерений (наблюдений) в отчетном периоде должны быть аналогичны используемым в базовом периоде.
При этом в случае установки в отчетном периоде дополнительных приборов учета потребления электрической энергии, показания которых соответствуют объему потребления электрической энергии энергопринимающими установками, в отношении которых проводится мероприятие, определение объема потребления электрической энергии в отчетном периоде осуществляется по фактическим показаниям данных приборов учета.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что положениями Контракта определен порядок объема потребления энергетического ресурса на объекте энергосервиса в соответствии с Методикой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также положениям Методики.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке рассмотрения и оценки заявок участников по Показателю Критерия неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки сведений о размере уставного капитала участника закупки.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 26 Положения установлено, что оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела V в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
На заседании Комиссии установлено, что согласно Показателю Критерия лучшим предложением является наибольшее значение показателя оценки:
- для физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя - наибольшее значение финансовых ресурсов;
- для юридического лица - наибольшее значение размера уставного капитала.
При этом согласно Показателю Критерия (физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) значение финансовых ресурсов определяется в рублях, на основании представленных в составе заявки справки (справок) об остатках средств на счете (счетах), полученной (полученными) от банка или иной финансовой организации (организаций), в которой (которых) открыт счет (счета), полученной (полученными) не ранее 10 (десяти) календарных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Кроме того, для участников юридических лиц размер уставного капитала определяется в рублях, на основании представленных в составе заявки бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествующую дате размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, или выписки из ЕГРЮЛ, полученной не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что установление такого порядка оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия является избыточным и ограничивает количество участников закупки, поскольку размер уставного капитала не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерию установлен в связи с тем, что одной из функций уставного капитала является гарантийное обеспечение. Таким образом, уставной капитал исполнителя определяет минимальный размер имущества исполнителя, гарантирующего его финансовую устойчивость.
Вместе с тем Заказчиком, Уполномоченным органом на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предоставление вышеназванных документов позволяет выявить лучшее условие контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки.
Комиссией установлено, что Положением также не предусмотрена возможность предъявления справки (справок) об остатках средств на счете (счетах) для физических лиц, а также бухгалтерского баланса или выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
9. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 14.1.4 Контракта установлено, что до начала проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности направить в адрес Заказчика список электротехнического персонала, который будет задействован при выполнении работ, с приложением копий документов, подтверждающих группу по электробезопасности указанных работников, а также сведения об ответственном руководителе работ. Копии должны быть заверены с соблюдением требований, указанных в пункте 21.8 Контракта.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Контракт не содержит пункт 21.8.
При этом Комиссией установлено, что в пункте 21.4 Контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования, к заверению копий документов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего ссылку на несуществующий пункт Контракта, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДСК" обоснованной в части пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 8 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 19.12.2022 по делу N 28/06/105-3845/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2022 г. N 28/06/105-3845/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2022