На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному консультационному сопровождению Росжелдора по проекту финансирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования "Обская - Салехард - Надым" в рамках реализации концессионного соглашения, заключенного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2018 N 1663-р (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008922000013) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.12.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.12.2022.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Конкурсу:
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 833 333,33 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10904082440790019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.09.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 09.09.2022;
8) по результатам рассмотрения первых заявок 5 заявок участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и Извещения;
9) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 14.09.2022;
10) победителем Конкурса признано ООО "Инвестиционное бюро "Финист" (далее - Победитель);
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 26.09.2022 N 80 ГК с ценой 16 818 700 руб. (реестровый номер контракта - 1770852516722000019).
1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе проект контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Извещение содержит положение, согласно которому "место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги - Российская Федерация, Москва, Российская Федерация, Москва, 105064 г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1".
Вместе с тем пунктом 3.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, (далее - Проект контракта) предусмотрено, что "место оказания услуг: по месту нахождения Исполнителя, в случае необходимости в пределах территории города Москвы".
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно Извещению "контракт не разделен на этапы исполнения контракта".
При этом Проект контракта предусматривает оказание услуг по этапам. Так,в соответствии с пунктом 3.4 Проекта контракта "сроки оказания услуг по этапам (отчетным периодам) отражены в Графике оказания услуг (приложение N 2 к Контракту)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системы и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.5 Проекта контракта установлено, что "расчеты между Заказчиком и Исполнителем производятся не позднее 7 (семи) календарных дней с даты размещения в ЕИС Акта приемки оказанных услуг (приложение N 3 к Контракту), согласно Графика оказания услуг, являющегося приложением N 2 к Контракту, подписанного Заказчиком усиленной электронной подписью".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 9.3 Проекта контракта "денежные средства, внесенные Исполнителем в качестве обеспечения исполнения Контракта, в том числе часть этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктами 9.1, 9.5 - 9.7 Контракта, возвращаются Исполнителю в срок ________ с даты исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Исполнителем)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика,не установившего в Проекте контракта срок возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании части 8 статьи 42 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке).
Пунктом 3 Положения об оценке установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением об оценке применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 24 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценке, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения об оценке, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
На основании подпунктов "в", "г" пункта 28 Положения об оценке документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта,в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), при этом последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
На заседании Комиссии установлено, что приложением N 6 к Извещению Заказчиком утвержден порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок).
Согласно Порядку Заказчиком установлены критерии оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "Квалификация участников закупки".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что согласно Порядку по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяются показатели оценки "Опыт достижения финансового закрытия", "Опыт достижения коммерческого закрытия по концессионным проектам в сфере железнодорожного транспорта" (далее - Показатель N 1, Показатель N 2), "Деловая репутация",что не соответствует пункту 24 Положения об оценке.
Кроме того, в описании перечня документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по Показателям NN 1-2, установлено, что "последний акт, составленный при исполнении договора (контракта), должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 7 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе", что противоречит подпункту "г" пункта 28 Положения об оценке.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1, части 13.1, части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 16.12.2022 по делу N П-442/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2022 г. N П-442/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022