На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку МФУ взамен вышедших из строя (цветные А3). В сфере ИКТ (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008922000022) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.12.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.12.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону:
1) Извещение размещено в ЕИС - 13.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 750 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10904082440790020242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.10.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 26.10.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 3 заявок участников закупки соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и Извещения;
10) победителем Аукциона признано ООО "Принтека" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта 2 136 250 руб.;
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 09.11.2022 N 101 ГК (реестровый номер ЕИС - 1770852516722000029).
1. Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.7 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, (далее - Проект контракта) установлено, что "расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся не позднее 7 рабочих дней с даты размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком усиленной электронной подписью".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 7.3 Проекта контракта "денежные средства, внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Контракта, в том числе часть этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктами 7.1, 7.5 - 7.7 Контракта, возвращаются Поставщику в срок ________ <9> с даты исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Поставщиком)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика,не установившего в Проекте контракта срок возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
3. В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Каталог, Правила формирования и ведения каталога, Правила использования каталога).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС Извещение размещено в ЕИС - 13.10.2022, при этом позиция Каталога 26.20.18.000-00000068 "Многофункциональное устройство (МФУ)" (далее - Позиция) обязательна для применения с 10.02.2022.
Согласно Извещению Заказчиком установлено требование к характеристике товара "Время выхода первого черно-белого отпечатка 6
7".
Вместе с тем в соответствии с Позицией для характеристики "время выхода первого черно-белого отпечатка" предусмотрен выбор одного значения характеристики.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Извещение и электронный документ описания объекта закупки (далее - Описание объекта закупки) содержат противоречивые сведения, например:
- в Описании объекта закупки не содержатся обязательные характеристики Каталога "Способ подключения", "Технология печати", "Цветность печати", указанные в Извещении;
- Извещением установлено требование к характеристике товара "время выхода первого цветного отпечатка 9", а Описанием объекта закупки - "время выхода первого цветного отпечатка до 9" (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
4. Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, содержащее с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49
Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48
Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению Заказчиком установлено требование к характеристике многофункционального устройства "время выхода из спящего режима < 10".
На заседании Комиссии установлено, что заявки участников Аукциона с идентификационными номера "4836", "4841", "4648" (далее - Заявки) по указанной характеристике содержат цифровые значения, превышающие установленный Извещением предел "время выхода из спящего режима 10 (сек)", в связи с чем Заявки подлежат отклонению.
Вместе с тем согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.10.2022 N ИЭА1 Заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании Заявок соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13.1, части 27 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 16.12.2022 по делу N П-445/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2022 г. N П-442/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022