Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "_" - _, действующей на основании доверенности N03 от 14.12.2022 года (со сроком действия по 01.02.2023 года);
государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" - _, действующей на основании доверенности N66 от 21.06.2022 года (со сроком действия по 31.12.2022 года);
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующей на основании доверенности б/н от 16.05.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 16 декабря 2022 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "_" (далее - ООО "_", Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000322002855 на оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (разработка и утверждение паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09.12.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 13.12.2022 года NДМ/2458/22 рассмотрение жалобы назначено на 15.12.2022 года в 16 часов 00 минут.
13.12.2022 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202200109157000845).
15.12.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 30 минут 16.12.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе сторон и Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000322002855 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте ЕИС 15.11.2022 16:46 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 160 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.12.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 05.12.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.12.2022.
Код бюджетной классификации: 85304091310180590244.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЭОК1 на участие в конкурсе поступило 2 (две) заявки с идентификационными номерами: 30981, 30995. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного конкурса участника с порядковым номером 1 (идентификационным номером - 30981), предложившего цену контракта 930 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона). При этом, жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены комиссией по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения, незаконно оценившей его заявку (идентификационный номер - 30995) по критерию "Цена контракта" и присвоившей заявке Заявителя по данному критерию "0" баллов, в нарушение требований Закона о контрактной системе и Положения об оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 (далее - Положение об оценке заявок).
Согласно представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям (вх.N3059/22 от 14.12.2022 года) Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Уполномоченным учреждением также представлены письменные возражения по доводам жалобы, которые приобщены к материалам настоящего дела (вх.N3058-ЭП/22 от 14.12.2022 г.).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок, размещенному на сайте ЕИС - 15.11.2022 16:46 (далее - Порядок), следует, что Заказчиком в качестве критериев оценки заявок на участие в Конкурсе установлены: "Цена контракта" (значимость критерия оценки: 60 %) и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия оценки: 40%). При этом по критерию оценки заявок участников "Квалификация участников закупки" установлен следующий показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (значимость показателя: 100 %) с детализирующим показателем оценки: "Общее количество исполненных участником договоров" (значимость показателя: 100 %) с предельным минимальным значением характеристики объекта закупки - 3.
Заказчиком в Порядке предусмотрено, что оценка заявок по критерию "цена контракта" осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок.
Согласно пункту 9 Положения об оценке заявок значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
В силу пункта 10 Положения об оценке заявок если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 названной статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе, члены комиссии присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия (подпункт "б" пункта 1 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЭОК1 следует, что на участие в конкурсе поступило 2 (две) заявки с идентификационными номерами: 30981 (ценовое предложение - 930 000 рублей); 30995 (ценовое предложение - 2 069 600 рублей). При этом по критерию оценки заявок "цена контракта" заявки оценивались комиссией по формуле, приведенной в пункте 9 Положения об оценке заявок.
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что так как лучшее ценовое предложение из предложенных снижено более чем в два раза и составило - 930 000, 00 рублей, заявка Заявителя (ценовое предложение - 2 069 600 рублей) оценена следующим образом: (100-((2069600-930000)/ 930000)х100)х0,6= -13,52=0. Поскольку Положение об оценке заявок не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет ниже нуля, участнику с идентификационным номером 30995 по критерию "цена контракта" присвоено 0 баллов.
Кроме того, подсчет баллов по критериям оценки осуществляет автоматически электронная площадка, которая использует для подсчета формулу, указанную в пункте 9 Положения об оценке заявок, что подтверждается протоколом подведения итогов по данному конкурсу.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что выводы комиссии по рассмотрению заявок согласуются с позицией, изложенной в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2022 года N24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ", из которой следует.
Формула, указанная в пункте 9 Положения, применяется по общему правилу (за исключением случаев, при которых в соответствии с пунктами 10 и 11 Положения применяются иные положения).
В отношении ситуации, при которой оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, следует отметить следующее. Указанная ситуация не является общим правилом, поскольку разница между ценовыми предложениями является аномальной и может свидетельствовать о наличии демпинга либо признаков завышения начальной (максимальной) цены контракта.
В этой ситуации результат вычисления по формуле, предусмотренной пунктом 9 Положения, станет отрицательным, что в свою очередь означает, что оцениваемое ценовое предложение многократно хуже лучшего ценового предложения. Причем настолько хуже, что его оценка при сравнении с лучшим ценовым предложением выходит за рамки предусмотренных баллов от 100 до 0.
Положение об оценке заявок не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет ниже нуля.
В этой связи, если оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, то в отношении оцениваемого ценового предложения присваивается 0 баллов. Если таких ценовых предложений (превышающих лучшее ценовое предложение в два и более раза) несколько, то каждому из них присваивается 0 баллов.
Довод Заявителя, что по обжалуемому критерию его заявка должна была быть оценена по формуле, указанной в подпункте "а" пункта 10 Положения об оценке заявок, отклоняется Комиссией Мордовского УФАС России поскольку в рассматриваемом случае на участие в Конкурсе не подано заявок с ценовым предложением, предусматривающем снижение цены контракта ниже нуля.
Таким образом, в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения отсутствуют нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Жалоба признается Комиссией Мордовского УФАС России необоснованной.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что закупка N0809500000322002855 проводится среди участников из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в извещении установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе).
При этом в пункте 14.6 проекта контракта, являющегося приложением к извещению, установлено, что "....Срок возврата заказчиком Исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ не должен превышать тридцать дней с даты исполнения Исполнителем, обязательств, предусмотренных контрактом".
С учетом изложенного, принимая во внимание, что извещением о проведении Конкурса установлено преимущество к участникам закупок, в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, срок возврата Заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, предусмотренный пунктом 14.6 проекта контракта, установлен Заказчиком с нарушением части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Допущенное Заказчиком нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "_" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000322002855 на оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (разработка и утверждение паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию) необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 декабря 2022 г. N 013/06/48-800/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022