На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - Калужское УФАС России) от 07.12.2022 N46/22, Комиссией Калужского УФАС России проведена внеплановая документарная проверка в отношении заказчика - Избирательной комиссии Калужской области, уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области при проведении запроса котировок в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001222004231), предметом которого является поставка электрочайников бытовых (сувенирная продукция).
Лица, проводившие проверку:
- Чуриков М.А. - заместитель руководителя-начальник отдела Калужского УФАС России (руководитель комиссии);
- Умнова Ю.П. - главный специалист - эксперт Калужского УФАС России (участник комиссии);
- Магер А.А. - заместитель руководителя Калужского УФАС России (участник комиссии).
Продолжительность проверки: с "07" декабря 2022 г. по "20" декабря 2022 г. включительно.
при проведении внеплановой документарной проверки присутствовали посредством ВКС: представитель Избирательной комиссии Калужской области _ (паспорт, доверенность), представитель Министерства конкурентной политики Калужской области _ (паспорт, доверенность), ИП Богданов И.В. (паспорт).
В ходе проведения проверки Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.
1. 06.10.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001222004231), предметом которого является поставка электрочайников бытовых (сувенирная продукция) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 601,09 руб.
Дата окончания срока подачи заявок - 13.10.2022 08:00.
Заказчик - Избирательная комиссия Калужской области.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.10.2022 NИЗК1 на участие в Запросе котировок было подано 9 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения. Минимальное ценовое предложение, сделанное участниками в ходе проведения Запроса котировок, составило 25650,00 руб. (заявка N122).
18.10.2022 г. между Заказчиком и победителем Запроса котировок ИП Коротычем Ю.С. был заключен государственный контракт на сумму 25 650 руб.
23.11.2022 г. исполнение указанного контракта было завершено.
2. Согласно доводам обращения ИП Богданова И.В., в заявке Предпринимателя была продекларирована страна происхождения товара - Российская Федерация, вместе с тем к заявке ИП Богданова И.В. не был применен коэффициент ранжирования 15% в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки, Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частями 3, 4 указанной статьи установлены запреты, ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок, к закупке установлены следующие условия допуска и ограничения (п. 9 Требования к содержанию и составу заявки):
- в целях определения условий, необходимых для реализации Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н подтверждением страны происхождения товара является:
- указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
- для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
- номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информация о совокупном количестве баллов;
- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров.
В ходе изучения заявок участников закупки было установлено, что все поданные заявки участников обжалуемой закупки не содержали информации и документов, предусмотренных Постановлением N 878. В заявках участников N 250 (заявка заявителя жалобы ИП Богданова И.В.), N14 продекларирована страна происхождения товаров - Российская Федерация. Иные заявки содержат указание на страну происхождения товара иностранных государств.
В соответствии с пояснениями уполномоченного органа, по мнению министерства, необходимо считать заявки с предложениями о поставке российских и евразийских товаров, которые были приравнены к иностранным по правилам Постановления N 878, иностранными, в том числе и для целей применения Приказа N 126н.
Комиссия Калужского УФАС России не может согласиться с вышеуказанными выводами уполномоченного органа в связи со следующим.
Пунктом 3 Постановления N878 установлено, что при осуществлении закупок заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пунктом 3.1 Постановления N878 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным Постановлением N878.
В случае отсутствия в заявке участника указанных документов и сведений, а также предоставления информации из соответствующих реестров без указания совокупного количества баллов или с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего Постановлению N719 или Решению, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, исходя из положений Постановления N878, заявки признаются иностранными и отклоняются только при наличии условий, предусмотренных пунктом 3 Постановления N878 - при наличии хотя бы одной заявки, соответствующей требованиям извещения и подтвердившей страну происхождения товара информацией с номером реестровой записи соответствующего реестра (или другими информацией и документами, предусмотренными пунктом 3.1 Постановления N878).
В связи с тем, что в рассматриваемом запросе котировок ни одним из участников не были представлены информация и документы, предусмотренные пунктом 3.1 Постановления N878, то для признания таких заявок содержащими предложения о поставке иностранной продукции основания отсутствовали.
В случае, если участник закупки не предоставил в заявке информацию и документы, предусмотренные пунктом 3.1 Постановления N878, то применению подлежит Приказ N126н, в соответствии с которым подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является исключительно декларация (указанная позиция согласуется с Письмами ФАС России от 16.09.2020 NИА/80326/20, от 01.10.2020 NИА/85042/20, от 31.10.2022 NДФ/99397/22).
Приказом N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N126н.
В соответствии с положениями Приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 1.2 Приказа N126н при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N1, понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме.
Поскольку среди заявок, поданных на участие в оспариваемом запросе котировок, были две заявки N 250 (заявка заявителя жалобы ИП Богданова И.В.), N14, продекларировавшие страну происхождения товаров - Российская Федерация, комиссия Уполномоченного органа при ранжировании заявок должна была применить понижающий коэффициент в соответствии с пунктом 1.2 Приказа N 126н.
Ссылка уполномоченного органа на подпункт "в" пункта 2 Приказа N126н о том, что положения Приказа N126н не применяются в случае, если все заявки содержат предложения о поставке товаров, страной происхождения которых является иностранное государство, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права о применении национального режима в закупках для государственных и муниципальных нужд.
Неприменение комиссией уполномоченного органа вышеуказанных норм права привели к нарушению порядка определения победителя запроса котировок, в частности, неприменение понижающего коэффициента к заявке заявителя ИП Богданова И.В., продекларировавшего страну происхождения предлагаемого товара - Российская Федерация, не позволило Предпринимателю стать победителем запроса котировок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пп. б) п. 1) части 3 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях комиссии уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области при определении победителя запроса котировок нарушений части 2 статьи 8, пп. б) п. 1) части 3 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заключительная часть
По итогам проведения проверки, с учетом установленных обстоятельств, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать в действиях комиссии уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области при рассмотрении заявок, поданных на участие в запросе котировок нарушения части 2 статьи 8, пп. б) п. 1) части 3 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. Предписание комиссии уполномоченного органа не выдавать в связи заключением 18.10.2022 г. и завершением исполнения 23.11.2022 г. контракта по результатам рассматриваемого Запроса котировок.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Подписи лиц, проводивших проверку:
Заместитель руководителя- начальник отдела Калужского УФАС России |
______________ |
Чуриков М.А. |
Главный специалист-эксперт Калужского УФАС России |
______________ |
Умнова Ю.П. |
Заместитель руководителя Калужского УФАС России |
______________ |
Магер А.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 16 декабря 2022 г. N 040/10/99-1120/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022