Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Бренд" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31593-ЭП/22 от 08.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинского оборудования с вводом в эксплуатацию (извещение N 0372100048822001003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования с вводом в эксплуатацию (извещение N 0372100048822001003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 000 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Бренд".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Бренд" заключен государственный контракт N 0372100048822001003 от 07.11.2022 на сумму 7 960 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 3.4.9, 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 23.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Бренд".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинского оборудования с вводом в эксплуатацию (далее - Товар) одной партией после выполнения п.п. 3.1.10 Контракта в место эксплуатации на условиях, предусмотренных п. 1.3 Контракта, в течение 5 (пяти) рабочих дней по заявке Заказчика (п. 5.1 Контракта).
Заявка на поставку Товара от 11.11.2022 N ИС-10.3-09/7870 была направлена в адрес Участника и получена последним 11.11.2022. Срок исполнения обязательств Участника истек 18.11.2022.
Участник нарушил условие, содержащееся в п. 5.1 Контракта, поскольку не представил Заказчику Товар в количестве и ассортименте, определенных заявкой на поставку товара, в вышеуказанный срок.
16.11.2022 Участник направил в адрес Заказчика письмо N 1/11 об изменении условий Контракта в части продления срока поставки Товара.
Письмом от 21.11.2022 N ИС-21.2-10/8143 Заказчик ответил об отсутствии правовых оснований для изменения условий Контракта.
По состоянию на 23.11.2022 Участник не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными Контрактом, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
Заказчиком не исполнены встречные обязательства по Контракту в нарушении п.п. 9.3 и 3.3.4 Контракта.
Участник своевременно приступил к исполнению своих обязанностей по Контракту, заключил договор от 10.11.2022 N BJ-RUS.
Поставка Товара в срок была осложнена действиями третьих лиц, ввиду нарушения логистических цепочек поставок и сложностями поставки товаров в Российскую Федерацию, ввиду ограничительных мер.
16.11.2022 Участником с Заказчиком было проведено совещание, по результатам которого. была достигнута договоренность, что Товар будет доставлен 15.12.2022 Заказчику.
Согласно п. 9.3. Контракта Оплата по Контракту осуществляется путем перечисления авансового платежа в размере 50 (пятьдесят) процентов от цены Контракта, что составляет 3 980 000,00 (Три миллиона девятьсот восемьдесят тысяч рублей 00 копеек), НДС не облагается, после подписания Сторонами Контракта, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента выставления Поставщиком счета, подлежащего размещению в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 3.3.4 Контракта Заказчик обязан выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями Контракта.
Так 17.11.2022 Участником был выставлен счет на перечисление аванса, посредством электронной почты, указанной в Контракте, однако, Заказчиком не исполнены свои встречные обязательства в срок до 25.11.2022, что привело к нарушению п. 3.3.4 Контракта.
Вместе с тем представитель Участника полагает, что Заказчик не имел правовых оснований для расторжения Контракта так как срок действия Контракта не истек.
11.11.2022 от Заказчика поступила заявка N ИС-10,3-09/7870 на поставку Товара.
16.11.2022 Участник письмами (исх. N 1/11, N 2/11) просил Заказчика увеличить срок поставки Товара, а также внести изменения путем дополнительного соглашения в части сроков поставки, что не противоречит ч. 65.1, 65.2, 65.3 ст. 112 Закона о контрактной системе.
21.11.2022 в адрес Участника поступил ответ от Заказчика об отсутствии оснований для увеличения сроков поставки Товара.
21.11.2022 по инициативе Участника было проведено очередное совещание по исполнению Контракта и поставки необходимого Товара, по результатам которого были запрошены документы: копия договора N BJ-RUS от 10.11.2022, invoce N BJ-RUS) и инвойс. Данные документы были направлены Заказчику посредством электронной почты 22.11.2022.
Вместе с тем Участником 23.11.2022 была произведена 100 % оплата стоимости Товара по международному Контракту N BJ-RUS от 10.11.2022.
Также, 24.11.2022 Участником был сделан запрос субпоставщику (исх. N 1 от 24.11.2022) с просьбой осуществить поставку Товара в срок до 02.12.2022, на что получен ответ от 28.11.2022 о невозможности произвести поставку не ранее 08.12.2022.
В настоящий момент Товар прибыл на территорию Российской Федерации и проходит таможенную очистку.
Более того, с целью исполнения Контракта, Участником были сделаны запросы производителям/дистрибьютерам Товара.
Таким образом, заключение договора поставки Товара, своевременное информирование Заказчика о задержке доставке Товара, инициировка и проведение совещания, предложение внести изменения в сроки поставки Товара, запросы другим производителям с целью покупки оборудования, свидетельствует о добросовестном поведении со стороны Участника, а действия, нацеленные на исполнения принятых на себя обязательств по Контракту.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ООО "Бренд" не уклонялось от исполнения Контракта, а напротив выполняло принятые на себя обязательства по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Бренд" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Бренд" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Бренд" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Бренд" (ИНН: 7805773091), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2022 г. N РНП-78-1614/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022