Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБУЗ "Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "СВЕТ ЭНД ЛАЙТ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31921-ЭП/22 от 12.12.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий для отделений центра в 2022-2023 году (извещение N 0372200277322000846) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 05.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200277322000846. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 607,61 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
1.В отношении позиции 3 "Катетер нефростомический" не применен код КТРУ 32.50.13.110-00003233 в связи с тем, что установленные в указанном КТРУ характеристики медицинского изделия не соответствуют потребности заказчика.
Изучив соответствующую позицию КТРУ, заказчик считает, что указанные позиции КТРУ и установленные в них характеристики медицинского изделия не соответствуют потребности заказчика. Анализ характеристик, позволяет говорить о том, что речь идет о разных медицинских изделиях. Заказчик обращает внимание, что указанный код КТРУ содержит в себе описание вида медицинского изделия 268550 на Катетер нефростомический, а именно: "Стерильная гибкая трубка, предназначенная для чрескожного введения в почечную лоханку для получения доступа к верхним мочевым путям. Изделие состоит из тонкостенной трубки большого диаметра (обычные размеры ? от 14 до 24 френчей), обычно с самоудерживающимся наконечником; иногда на наконечнике имеются расширяющиеся крылышки. Используется для осуществления дренажа с целью облегчения суправезикальной обструкции, а также в целом ряде процедур на верхних мочевых путях, включая дилатацию стриктур, удаление камней, перфузию химолитическими веществами для разрушения почечных камней или стентирование мочеточника. Это изделие для одноразового использования."
В указанном описании отсутствует указание на возможность комплектации катетера дополнительными принадлежностями, необходимыми для введения/обеспечения возможности функционирования катетера. В связи с этим КТРУ 32.50.13.110-00003233 предполагает применение катетера только как самостоятельного изделия, без набора принадлежностей.
Закупаемое Заказчиком медицинское изделие является комплектом медицинских изделий, о чем указано в описании объекта закупки:
1 |
Описание |
х |
х |
х |
х |
Катетер нефростомический с набором для установки |
Используя опыт применения КТРУ, Заказчик также руководствуется тем, что медицинские изделия, имеющие в своем составе дополнительные медицинские изделия описываются иначе, чем в КТРУ 32.50.13.110-00003233. Например, как в описании вида медицинского изделия 260000 на Катетер венозный центральный, где указано: "Могут прилагаться вспомогательные изделия (например, проводник, интродьюсер), необходимые для введения", также в пример можно привести описание вида медицинского изделия 254610 на Катетер венозный центральный периферически вводимый, где указано: "как правило, включает специальные принадлежности для введения/обеспечения возможности функционирования катетера (например, луеровские разъемы, стилет)".
Согласно ч. 7 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе."
На основании вышеизложенного заказчик законно и обоснованно установил описание объекта закупки на основании ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и не применил позицию КТРУ 32.50.13.110-00003233.
2.В отношении позиции 13 "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний" не применен код КТРУ 32.50.50.190-00000118 и не установлено ограничение в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" по нижеизложенным причинам.
Изучив соответствующую позицию КТРУ, заказчик считает, что указанная позиция КТРУ и установленные в нем характеристики медицинских изделий не соответствуют потребности заказчика. Анализ характеристик, позволяет говорить о том, что речь идет о разных медицинских изделиях. Указанный код КТРУ содержит в себе описание вида медицинского изделия 131800 где сказано, что это "Набор трубок и коннекторов, предназначенных для удлинения трубки из набора для внутривенных вливаний, используемый в тех случаях, когда стандартной длины магистрали недостаточно".
Заказчик в описании объекта закупки указывает, что на одном конце удлинительной магистрали расположен интегрированный катетер для установки пациенту.
11.3 |
На втором конце удлинителя расположен |
х |
х |
х |
х |
интегрированный катетер на игле |
Описанный Заказчиком набор более функционален, позволяет использовать его с различными системами для внутривенных вливаний, длины которых недостаточно, которые не имеют иглы или катетеры для установки пациенту и заканчиваются Луер коннектором.
Согласно ч. 7 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона."
На основании вышеизложенного заказчик законно и обоснованно установил описание объекта закупки на основании ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и не применил позицию КТРУ 32.50.50.190-00000118.
При этом заказчик обращает внимание комиссии УФАС на тот факт, что заявитель не предоставил доказательств, свидетельствующих о том, что закупаемые заказчиком медицинские изделия по характеристикам соответствуют заявленным заявителям позициям КТРУ. Законность и обоснованность действий заказчика по этому вопросу подтверждается выводами Девятого апелляционного арбитражного суда по делу N 09АП- 68806/2020 от 19.01.2021 "заказчик самостоятельно презюмирует возможность возникновения ситуации, при которой закупаемый заказчиком товар отсутствует в каталоге", Девятого апелляционного арбитражного суда по делу N 09АП- 13457/2022 от 30.03.2022.
В отношении позиции 15 "Катетер для гемодиализа, неимплантируемый (КТРУ: 32.50.13.110-00005195)" не применено ограничение по Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 08.07.2022) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с нижеизложенным.
Согласно Таблице N 1 ГОСТ 25725-89 "Государственный стандарт Союза ССР. Инструменты медицинские. Термины и определения" (далее - ГОСТ 25725-89) колющим медицинским инструментом является медицинский инструмент с острием на конце, предназначенный для введения в ткань организма с диагностической или лечебной целью и для различных манипуляций, не связанных с прониканием в ткань организма.
В соответствии с ГОСТ 25725-89 к видам колющего медицинского инструмента относятся: трубчатая игла, стержневая игла, прокалывающая игла, накалывающая игла и троакар. Катетер в перечне отсутствует.
Согласно описанию товара в КТРУ 32.50.13.110-00005195 и в описании объекта закупки указано, что Катетер для гемодиализа, неимплантируемый это "Стерильная гибкая двухпросветная трубка_" и т.д.
В описании объекта закупки установлено:
1 |
Материал катетера |
х |
х |
х |
х |
полиуретан |
8 |
Атравматичный мягкий кончик катетера |
х |
х |
х |
х |
Соответствие |
Из чего следует, что катетер для гемодиализа не относится к инструментам колющим, поскольку катетер изготовлен из полиуретана и имеет атравматичный мягкий кончик. Полиуретановым катетером с мягким кончиком невозможно сделать прокол ткани, поскольку он не имеет острия на конце.
Кроме того, согласно примечания к приложению N 1 Постановления Правительства от 05.02.2015 - "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия." То есть, необходимо соблюдение одновременно двух условий - соответствие как кода ОКПД2, так и наименования. В рассматриваемом случае, указанное медицинское изделие не относится и не является - "Иглами хирургическими; инструментами колющими; шприцами -инъекторами медицинскими многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них."
Таким образом, закупаемый по позиции 15 "Катетер для гемодиализа, неимплантируемый" не относится к понятию "инструменты колющие", следовательно, оснований для установления ограничений допуска товаров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, не имеется.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве и времени оказания медицинской помощи и состоянии здоровья пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик в технической части документации установил требование к товарам для выполнения задач, направленных на оказание высокотехнологичной помощи населению.
Таким образом описание объекта закупки сформировано заказчиком в строгом соответствии с нормами ст.23,33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в корреспонденции с нормами Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Описание объектов закупки, которые отсутствует в каталоге, сформированы на основании положений ст.33 Закона N 44, Заказчик устанавливал характеристики, соответствующие его потребности. При этом заказчик обращает внимание комиссии УФАС на положения части 2 ст.33 Закона N 44, согласно которым заказчик устанавливает такие характеристики, которые соответствуют его потребностям. Из смысла указанных норм следует, что если указанные заказчиком требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона N 44, и направлены на определение потребностей заказчика, то такие положения не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 N 05АП-1659/2019 по делу N А59-6191/2018. Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 306-КГ16-3132 по делу N А49-4326/2015.)
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105-106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, отсутствие пояснений со стороны Заявителя, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СВЕТ ЭНД ЛАЙТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2022 г. N 44-4284/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022