Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Геронтологический центр" (далее - Заказчик): Ло;
ООО "Продторг СПб" (далее - Заявитель): ;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32101-ЭП/22 от 13.12.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания (извещение N 0372200288422000049) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200288422000049.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 529 812,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя,
- в установлении ненадлежащих условий, в размещённом проекте контракта;
- в нарушении правил описания объекта закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
При этом, в соответствии с ч. 16 ст.94 Закона о контрактной системе В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42. Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронный документ: проект контракта.
В проекте контракта указаны следующие условия:
"2.3.5. Направлять Исполнителю письменную претензию об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения".
"10.8. Все споры, возникающие при исполнении настоящего контракта, решаются сторонами путем переговоров. Претензионный порядок разрешения споров является обязательным. Претензии предъявляются в письменном виде. Срок рассмотрения претензии - три дня".
Учитывая, что в Контракте предусмотрен порядок по разрешению разногласий и рассмотрения претензий обмен документами должен осуществляется с использованием единой информационной системы.
Вместе с тем, установив в Контракте условия по обмену документами, при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, отличным от передачи посредством с использованием единой информационной системы Заказчик нарушил требования ч. 16 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признается обоснованным.
2. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в электронном документе "Приложение_N1_к_ООЗ_Цикличное_меню_-_1[1].docx" в приложении к Извещению.
Заказчиком в Приложение N 1 к Описанию объекта закупки "Примерное Цикличное четырнадцатидневное меню" установлено следующее:
Страница 3
Рацион: 5 (2023) Обед
Сб. рец. |
N из источника |
Прием пищи, наименование блюда |
Масса порции |
Пищевые вещества (г) |
Энергетическая ценность (ккал) |
||
Б |
Ж |
У |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7-ми днев.меню2014 |
1.27 |
Суп с лапшой, на курином бульоне |
300/15 |
12 |
10 |
19 |
241 |
При этом в том же меню на странице 13 Заказчиком установлено,
Рацион: 5 (2023) Обед
Сб. рец. |
N из источника |
Прием пищи, наименование блюда |
Масса порции |
Пищевые вещества (г) |
Энергетическая ценность (ккал) |
||
Б |
Ж |
У |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7-ми днев.меню2014 |
1.27 |
Суп с лапшой, на курином бульоне |
300/15 |
11 |
14 |
28 |
315 |
Таким образом к одному и тому же блюду "Суп с лапшой, на курином бульоне" по рецепту установлены различные требования к содержанию белков, жиров, углеводов и энергетической ценности.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в рассматриваемой части допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссией УФАС усматривает в действия Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении противоречивых характеристик, не позволяющих определить потребность Заказчика в товарах.
3.Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 42, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Продторг СПб" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33), ч. 16 ст. 94 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2022 г. N 44-4347/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2022