Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБПОУ "Медицинский колледж N 1" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Строительная компания "Медведь" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32253-ЭП/22 от 14.12.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту 2-4 этажей под размещение учебного корпуса СПб ГБПОУ "МК N1" СПб ГБУЗ "Городская больница N9" по адресу: г. Санкт-Петербург, Крестовский пр., д. 18, литер А (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200272722000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 95 246 933, 79 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком определен ненадлежащий срок исполнения отельных этапов выполнения работ, что не позволяет выполнить работы надлежащим образом с соблюдением всех строительных норм и технологий.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Относительно утверждения Заявителя об установлении Заказчиком ненадлежащих сроков исполнения условий контракта, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Извещением о проведении закупки предусмотрено поэтапное исполнение контракта. Согласно п. 3.1 проекта контракта, лимит финансирования на 2022 год предусмотрен в размере 63 994 062, 49 руб., лимит финансирования на 2023 год предусмотрен в размере 31 252 871, 30 руб. В соответствии с п. 3.12 контракта, оплата за выполненные Подрядчиком работы осуществляется Заказчиком поэтапно. Графиком оплаты (Приложение N 1 к проекту Контракта) установлен срок исполнения и оплаты первого этапа - 2022 год, при том, что выплата аванса по контракту не предусмотрена. Исходя из указанных требований, работы по первому этапу исполнения контракта на сумму 63 994 062, 49 руб. должны быть выполнены подрядчиком не позднее 31.12.2022 г.
При этом, дата и время окончания срока подачи заявок - 15.12.2022 г. 09:00 часов, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.12.2022 г.
Учитывая положение ч. 1, ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения подрядчика не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения подрядчика срок на выполнение работ подрядчиком по первому этапу исполнения контракта может составить не более двух дней, что является неразумным для выполнения работ по капитальному ремонту на сумму 63 994 062, 49 руб., с учетом объема закупаемых работ и необходимости соблюдения строительных норм и правил, а также технологий выполнения работ.
Таким образом, установление срока на выполнение первого этапа работ до 31.12.2022 г. является неразумным и невозможным для соблюдения, учитывая специфику объекта закупки, и не позволяющим добросовестным участникам закупки принять участие в ней, что указывает на нарушение Заказчиком ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
2. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания "Медведь" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2022 г. N 44-4350/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022