Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный Эрмитаж" (далее - Заказчик, Лицензиат):;
ИП Суворовой Маргарет Витальевны (далее - Участник, Лицензиар):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32204-ЭП/22 от 14.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на приобретение неисключительных лицензий на право использования результатов интеллектуальной деятельности (извещение N 0372100005622000093),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение неисключительных лицензий на право использования результатов интеллектуальной деятельности (извещение N 0372100005622000093) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 470 324,68 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Суворова Маргарет Витальевна.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Суворовой Маргарет Витальевной заключен государственный контракт N 86 ОАЭФ/22-868 от 27.09.2022 на сумму 1 124 798,54 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 3.7 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Суворовой Маргарет Витальевной.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее.
Срок предоставления Лицензиату лицензий согласно п. 3.5.2 с учетом положений п. 4.1 Технического задания истек 31.10.2022.
На момент принятия настоящего решения лицензии на программное обеспечение Лицензиату не предоставлены.
Заказчик направил Лицензиару претензию исх. N 4183 от 08.11.2022 с требованием в течение 7 (семи) рабочих предоставить лицензии и копии соглашения (разрешения) с обладателем неисключительных прав.
В нарушение п. 4.3 Контракта Лицензиар не подтвердил наличие у него договора с правообладателями программного обеспечения и полномочий на передачу Лицензиату лицензий на использование программного обеспечения. В соответствии с п. 4.2 Контракта Лицензиар подтверждает наличие у него исключительных прав на передаваемые результаты интеллектуальной деятельности или наличие соглашения (разрешения) с обладателем таких исключительных прав, позволяющего предоставлять Лицензию. Заказчик добросовестно полагал, что Лицензиар своим участием в соответствующем аукционе и подписанием Контракта подтверждает наличие у него прав на предоставление Лицензии. В соответствии со ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от Контракта, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Суворовой Маргарет Витальевной устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Суворовой Маргарет Витальевны пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора и Техническим заданием Лицензиар обязался передать Лицензиату неисключительные лицензии (продление на один год) на право использования программного обеспечения Adobe Photoshop СС для ОС Apple Mac OS X и MS Windows, и Adobe Creative Cloud для ОС Apple Mac OS X и MS Windows.
В соответствии с пунктом 4 Технического задания лицензии должны быть предоставлены в период с момента заключения Контракта по 31.10.2022.
Необходимо учитывать, что вследствие введенных с начала 2022 года иностранными государствами против Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов запретительных мер и санкционных ограничений нарушены логистические цепочки по доставке, импортируемой из-за рубежа компьютерной техники и программного обеспечения.
В частности, основные поставщики (дистрибьюторы) программного обеспечения иностранных компаний отказываются своевременно осуществлять ранее запланированные поставки. При этом отказ мотивируется последствиями введенных иностранными государствами в отношении Российской Федерации и российских организаций санкций.
Негативное экономическое воздействие указанных обстоятельств непосредственно влияет на своевременность исполнения внутрироссийских договорных обязательств, в том числе в рамках сублицензионных договоров.
Согласно информации, представленной на официальном сайте, американская компания Adobe приостановила бизнес-операции в России, заблокировала доступ к своим коммерческим услугам. С российскими юридическими и физическими лицами было прекращено полноценное сотрудничество, а программные продукты компании и сервисы деактивированы.
Здесь следует отметить, что согласно п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся, среди прочих, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Таким образом, несвоевременное исполнение обязательства в рамках Контракта не вызвано виновным действием или бездействием Лицензиара, а обусловлено независящими от него объективными причинами.
Несмотря на указанные фактические обстоятельства непреодолимой силы ИП Суворовой Маргарет Витальевны добросовестно принимались разумно ожидаемые меры для предотвращения (минимизации) возможных рисков, делались запросы к участникам рынка, которые могли бы при наличии предоставить недостающее программное обеспечение Adobe.
Тем самым Поставщиком явно выражались намерения к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом.
Из-за отсутствия соответствующих предложений (возможностей поставок) на рынке программного обеспечения, 27.10.2022 Лицензиаром направлено письмо Лицензиату с предложением заключить соглашение о расторжении Контракта по причине существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Контракта, которое получено Лицензиаром 31.10.2022, но оставлено без реагирования.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ИП Суворовой Маргарет Витальевны в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако на заседание Комиссии УФАС ИП Суворова Маргарет Витальевна не представила документов, подтверждающих отсутствие возможности исполнить принятые на себя обязательства по Контракту.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Суворовой Маргарет Витальевны подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Суворовой Маргарет Витальевны, ИНН: 773167773053, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Суворовой Маргарет Витальевны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.12.22 |
16.12.22 |
14.12.22 |
0 |
14.12.22 |
21.12.22 |
20.12.22 |
0 |
23.12.22 |
23.12.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2022 г. N РНП-78-1657/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022