Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ СШОР по конному спорту и современному пятиборью (далее - Заказчик):
ООО "ГеоАльянсСтрой" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32215-ЭП/22 от 14.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по проектированию капитального ремонта административного здания (извещение N 0372200140022000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию капитального ремонта административного здания (извещение N 0372200140022000014) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 312 086,46 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ГеоАльянсСтрой".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГеоАльянсСтрой" заключен государственный контракт N 0372200140022000014-0225998-01 от 22.04.2022 на сумму 2 021 022,31 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 11.5, 11.6 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 29.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГеоАльянсСтрой".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по проектированию капитального ремонта административного здания (далее - Работы) в течение 5 месяцев с даты подписания Контракта (п. 2.3 Контракта).
По состоянию на 29.11.2022 Работы не были выполнены Участником, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Работы по проектированию капитального ремонта относятся к сложновыполнимым работам, наполненным многочисленными сопутствующими условиями по сопоставлению всех конструктивных узлов и элементов, технических решений, фрагментов планов и разрезов, расчетов по проверке несущей способности основных конструкций и т.д.
В процессе выполнения таких работ исполнителю регулярно необходимо согласовывать с Заказчиком вопросы, возникающие в процессе подготовки проектной документации, а именно: о замене или восстановлении строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, замене или восстановлении систем инженернотехнического обеспечения и сетей обеспечения объектов капитального строительства и т.д.
При выполнении условий Контракта, для создания Заказчику наиболее отвечающей его требованиям проектной документации, было направлено в адрес Заказчика более 150 писем по электронной почте proddf@mail.ru главному инженеру СПб ГБУ СШОР по конному спорту и современному пятиборью, Данилину Дмитрию Федоровичу. При этом, в отличие от ООО "ГеоАльянсСтрой", напрямую заинтересованного в скорейшем выполнении Контракта и сдаче Работ Заказчику, сам Заказчик не проявлял никакой активности в ответах на электронные запросы и документы ООО "ГеоАльянсСтрой", чем была вызвана просрочка выполнения Контракта. Так, на 93 направленных ООО "ГеоАльянсСтрой" электронных писем с информацией, запросами на согласование и документацией, Заказчик направил всего 33 ответа.
При этом, исходные (начальные) данные по Контракту также были переданы ООО "ГеоАльянсСтрой" с нарушением срока, предусмотренного графиком, несмотря на своевременно направленные запросы со стороны ООО "ГеоАльянсСтрой".
Пунктом 3.3.4. Контракта установлена обязанность Заказчика обеспечить Участника информацией, необходимой для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.
Статьей 759 ГК РФ установлено аналогичное требование, согласно которому по договору на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Приложением N 1 к Контракту "Описание объекта закупки" предусмотрена необходимость согласования отдельных этапов, разделов проекта капитального ремонта с Заказчиком и, до получения от Заказчика соответствующего согласования либо выдачи замечаний, завершение Работ и выполнение последующих этапов не представляется возможным.
Так, в адрес Заказчика Участником неоднократно направлялись письма о необходимости согласования объемно-планировочных решений для начала разработки инженерных сетей (от 06.07.2022, от 08.07.2022, от 11.07.2022, от 12.07.2022), которые Заказчиком оставлены без ответа.
Также письмом от 29.07.2022 в адрес Заказчика направлена корректировочная версия технического заключения о состоянии несущих конструкции и инженерных сетей, ответ по которому от Заказчика не поступил.
Более того, в адрес Заказчикам были направлены на согласование отдельные разделы проектной документации (письмами от 04.08.2022, от 08.08.2022, от 13.09.2022, от 16.09.2022 и др.), оставленные также без ответа.
Только раздел проектной документации "Архитектурный проект" согласовывался более 10 раз и дорабатываясь по новым требованиям Заказчика. Вместе с тем пока не согласован раздел "Архитектурный проект" невозможно было приступать к выполнению следующих разделов проектной документации.
Так как ни один проект (ни стадии "П", ни стадии "Р") не был согласован Заказчиком, Участник не мог предоставить третью часть проектной документации - расчет стоимости (смету).
По словам представителя Участника, по состоянию на 17.11.2022 Контракт был исполнен ООО "ГеоАльянсСтрой".
Так, 17.11.2022 в адрес Заказчика Участником была направлена разработанная проектная документация стадии "П" без сметы и рабочей документации (которые могут быть разработаны только после согласования проекта стадии "П"), что подтверждается письмом (исх. N 050).
Ответ Заказчика по направленной проектной документации не поступил в адрес Участника, в связи с чем, Участник считает ее согласованной Заказчиком без замечаний.
08.12.2022 в адрес Заказчика была направлена смета, что подтверждается письмом (исх. N 052).
09.12.2022 в адрес Заказчика также направлена разработанная рабочая документация, что подтверждается письмом (исх. N 053).
Таким образом, действия Участника не обусловлены намеренным уклонением от исполнения Контракта, учитывая, что он непрерывно, открыто и активно выполнял Работы по Контракту и регулярно вел переписку с Заказчиком, по согласованию возникающих в процессе разработки проектной документации технических вопросов, при этом, направив Заказчику 93 электронных письма и получив в ответ всего 33 электронных письма.
Представитель Участника считает, что неисполнение ООО "ГеоАльянсСтрой" условий Контракта напрямую взаимосвязано с виной Заказчика, с его пассивным поведением в части передачи первоначальной информации, а также последующего согласования переданной Заказчику информации и документации, необходимой для дальнейшей работы Участника.
Кроме того, ООО "ГеоАльянсСтрой" незамедлительно, до получения уведомления о расторжении контракта, направил Заказчику пакет готовой проектной документации стадии "П", для согласования, а после получения уведомления, все остальные разделы (стадию "Р" и сметы), то есть принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГеоАльянсСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ГеоАльянсСтрой" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ГеоАльянсСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГеоАльянсСтрой" (ИНН: 7729644373), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2022 г. N РНП-78-1664/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022