Резолютивная часть оглашена
15.12.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "РБЕ", ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" (далее - Заявители), на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого электронного конкурса на оказание услуг по организации диетического лечебного питания для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им.В.Д. Середавина" (извещение N 0142200001322028760, начальная (максимальная) цена контракта - 82 631 605,68 руб.)
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "РБЕ", ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и приложений к нему.
Согласно доводам Заявителей в извещении о проведении электронного конкурса и приложениях к нему неправомерно установлено требование о наличии лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях по диетологии.
Кроме того, Заявитель ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" считает, что Заказчик сузил предмет оцениваемого контракта до диетического лечебного питания, тем самым предоставил необоснованное преимущество хозяйствующим субъектам, имеющим такой опыт в ущерб другим субъектам, имеющим опыт по оказанию услуг общественного питания, сопоставимый предмету договора.
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители от Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, предоставили письменные пояснения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, приложения к нему, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителей в извещении о проведении электронного конкурса и приложениях к нему неправомерно установлено требование о наличии лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях по диетологии.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом н пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе определено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, установлен Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с указанным перечнем работы (услуги) по диетологии относятся к медицинской деятельности, соответственно, подлежат лицензированию.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 323-ФЗ под лечебным питанием понимается питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в т.ч. специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Следовательно, питание пациентов может быть организовано в медицинском учреждении двумя способами: 1) посредством закупки продуктов питания и специализированных продуктов питания с приготовлением блюд сотрудниками ЛПУ; 2) посредством закупки услуг по обеспечению лечебным питанием пациентов.
Согласно извещению о проведении конкурса и приложений к нему приготовление диетического питания осуществляется на пищеблоках и оборудовании Исполнителя.
Пунктом 6 технического задания документации определено, что Исполнитель должен оказать услуги по: закупке продуктов по перечню согласно приложению N 5 к техническому заданию, приготовлению рационов диетического лечебного питания с выполнением всех санитарно-гигиенических норм и правил, доставку готового питания до места приёма-передачи готового питания (раздаточные пункты) в соответствии с приложением N1 к техническому заданию.
При организации питания пациентов учреждений должны выполняться требования следующих нормативных актов:
1.Федерального закона N29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
2.Федеральный закон N323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 39 "Лечебное питание");
3.Федеральный закон N184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании";
4.Приказ Минздрава России N330 от 05.08.2003 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации";
5.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 сентября 2020 г. N 1008н "Об утверждении порядка обеспечения пациентов лечебным питанием";
6.Приказ Минздрава России N395н от 21.06.2013 "Об утверждении норм лечебного питания";
7."СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
8.Методические рекомендации от 24 марта 2017 г. N 28-1/10/2-1994 "Рекомендуемые нормы лечебного питания (среднесуточных наборов основных пищевых продуктов) для беременных и кормящих женщин в родильных домах (отделениях) и детей различных возрастных групп в детских больницах (отделениях) Российской Федерации".
Выполнение вышеуказанных требований и норм невозможно без специалиста в области диетического лечебного питания у Исполнителя закупаемой услуги.
При этом наличие работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по определенной специальности, является лицензионными требованиями к соискателю лицензии (ч. 1 ст. 69, п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ; пп. "в" п. 5 Положения N 852).
Заявители ссылаются на пункт 13 технического задания конкурсной документации из которого следует, что контроль готовой пищи перед выдачей ее в отделения производится дежурным врачом Заказчика и 1 раз в месяц главным врачом (или его заместителем по лечебной работе) лечебно-профилактического учреждения, а также осуществляется врачом-диетологом, медицинской сестрой диетической, зав. производством (или шеф-поваром) вне зависимости от пробы, производимой дежурным врачом.. Проверка готовой пищи перед её выдачей в отделения производится в соответствии с инструкцией "Порядок контроля за качеством готовой пищи в лечебно-профилактическом учреждении" Приказа МЗ РФ от 05.08.2003 N 330.
Вместе с тем, указанное не исключает необходимость соответствия исполнителя требованиям, предъявленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Права и обязанности врача - диетолога Исполнителя:
-осуществляет контроль за работой пищеблока и соблюдением санитарно-гигиенических правил работниками пищеблока;
- перед выдачей Заказчику питания осуществляет проверку готового диетического лечебного питания на пищеблоке, в том числе проверяет ассортимент, количество и качество изготовленных блюд, указанных в утверждённом меню, ежедневной меню-раскладке, раздаточной ведомости, действующим требованиям и нормам, установленным нормативно-технической документацией, требованиям настоящего технического задания. Результаты проверки должны обязательно фиксироваться в специальном журнале контроля;
-руководствуется в своей деятельности Положением об организации деятельности врача-диетолога, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N 330 и, в частности, обязан:
а) проверять качество продуктов при их поступлении на склад и пищеблок; контролировать правильность хранения запаса продуктов питания;
б) осуществлять контроль за правильностью закладки продуктов при приготовлении блюд;
в) готовить документацию по организации лечебного питания:
- карточки-раскладки;
- семидневное меню;
- семидневное сводное меню - летний и зимний вариант;
Медицинская сестра диетическая Исполнителя обязана:
а) проверять качество продуктов при их поступлении на склад и пищеблок; контролировать правильность хранения запаса продуктов питания;
б) готовить ежедневно при участии заведующего производством меню-раскладку (или меню-требование) в соответствии с картотекой блюд и сводным меню;
в) осуществлять контроль за правильностью закладки продуктов при приготовлении блюд и бракераж готовой продукции, проводить снятие пробы готовой пищи;
г) контролировать правильность отпуска блюд с пищеблока в отделения Заказчика в соответствии с "раздаточной ведомостью";
д) осуществлять контроль: за санитарным состоянием помещений пищеблока, инвентаря, посуды, а также за выполнением работниками пищеблока правил личной гигиены.
- ежедневно согласно меню и предоставленных Заказчиком данных о количестве пациентов составлять меню-раскладку по форме Ф44-М3, с указанием количества продуктов на одну порцию и общее количество продуктов. Так же оформлять "Требование на выдачу продуктов питания со склада" по форме N45-МЗ по каждой диете. Меню-раскладку для приготовления питания и требование на выдачу продуктов питания со склада по каждой диете предоставлять Заказчику ежедневно. Ежедневное меню должно быть утверждено руководителем Исполнителя и согласовано Заказчиком;
Антимонопольным органом установлено, что требование о наличии лицензии у Исполнителя предусмотрено Заказчиком исходя из описания объекта закупки, так как Исполнитель должен оказать услуги по организации диетического лечебного питания.
Место оказания услуг - приготовление диетического питания осуществляется на пищеблоках и оборудовании Исполнителя. Лечебное питание является неотъемлемой частью лечебного процесса, следовательно, представляет собой медицинскую деятельность.
Также следует отметить, что наличие в штате заказчика специалиста по профилю диетология, не исключает необходимости наличия такого же специалиста у Исполнителя, если соответствующая услуга оказывается не на пищеблоке лечебно-профилактического учреждения. Документов, подтверждающих обратное, ни один из заявителей не предоставил.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Заявитель ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" считает, что Заказчик сузил предмет оцениваемого контракта до диетического лечебного питания, тем самым предоставил необоснованное преимущество хозяйствующим субъектам, имеющим такой опыт в ущерб другим субъектам, имеющим опыт по оказанию услуг общественного питания сопоставимый предмету договора.
Пунктом 3.1.1. Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе конкурсной документации указано, что к оценке принимаются исполненные контракты (договоры), предметом которых является оказание услуг по организации (приготовлению) диетического лечебного питания.
В соответствии с подпунктом в пункта 24 раздела V Оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, следующий показатель: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 раздела V Оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Предметом закупки является оказание услуг по организации диетического лечебного питания, таким образом опыт оказания услуг общественного питания не достаточен и не может считаться сопоставимым. Кроме того, к оценке принимаются гражданско-правовые договоры, предметом которых является оказание услуг по организации (приготовлению) диетического лечебного питания.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении о проведении конкурса, приложениях к нему требования создают одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников заявителями на заседании комиссии Самарского УФАС России представлено не было.
Запросов разъяснений в адрес Заказчика не поступало.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "РБЕ", ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 декабря 2022 г. N 552-14860-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022