Резолютивная часть оглашена
19.12.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению телекоммуникационной связи (извещение N 0342100026922000023, начальная (максимальная) цена контракта - 2 220 756,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ПАО "Ростелеком" на положения извещения о проведении электронного аукциона и приложения к нему.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, а именно в извещении Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
Заявитель считает, что услуги связи на предоставление выделенных каналов связи (VPN), доступ в сеть Интернет, IP-телефония являются технологически и функционально не связаны между собой, имеют разные КТРУ/ОКПД2.
Кроме того, Заявитель считает, что предоставление услуг связи с использованием абонентских номеров, установленных в Техническом задании документации и предоставление (при необходимости) переадресации с указанных номеров, ограничивает возможность участия в закупке и нарушает требования Закона о контрактной системе.
Также, Заявитель считает, что условие, установленное в техническом задании документации об использовании для оказания услуги организации услуги FMC номера подвижной радиотелефонной связи иного оператора связи, ограничивает количество участников закупки.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик неверно выбрал способ для закупки телекоммуникационных услуг связи в 2023 году.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Услуги связи на предоставление выделенных каналов связи (VPN), доступ в сеть Интернет, IP-телефония входят в один раздел и подраздел классификатора ОКПД2 61.10 - Услуги телекоммуникационные проводные.
Услуга подключения к сети Интернет - КТРУ 61.10.40.000-00000132.
Услуга по предоставлению канала доступа к виртуальным частным сетям (VPN) - КТРУ 61.10.30.190-00000146.
Услуги по передаче данных для целей передачи голосовой информации (IP-телефония) КТРУ 61.10.30.110 по потоку Е1.
Подтверждение, что IP-телефония предоставляется посредством сети "Интернет", также содержится и на сайте ПАО "Ростелеком".
Установлено, что все указанные услуги технологически связаны между собой, являются проводными телекоммуникационными услугами, так или иначе предоставляются посредством сети "Интернет" или посредством сети оператора, которая может предоставлять доступ в данную сеть. При использовании виртуальных частных сетей (VPN), IP-телефонии и доступа к сети Интернет используется единое публичное адресное пространство, в котором существует возможность разделения потоков трафика.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, получение услуг связи от одного оператора имеет преимущества: возможность быстро и удобно заказывать документы, детализацию и статистику по всем услугам связи, единая техническая поддержка по всем вопросам, связанным с услугами связи.
В пункте 3 Технического задания документации указано, чем обусловлено включение в объект закупки дополнительных характеристик, также даны разъяснения о необходимости объединения данных услуг, в частности:
"Включение в описание объекта закупки дополнительных (функциональных, технических, качественных и эксплуатационных) характеристик обусловлено потребностью заказчика:
- рамках процесса цифровизации деятельности подразделений Следственного комитета уже приобретен и используется набор оборудования и программного обеспечения, произведены определенные настройки.
- методология процесса цифровизации предполагает комплексное изменение способов и методов коммуникации, в том числе использование мультисервисных средств связи.
- в рамках обеспечения безопасности служебной деятельности предполагается получение комплекса услуг от одного исполнителя путем сокращения количества потенциальных векторов утечки информации.
Учитывая вышеизложенное, в целях ускорения процесса цифровизации и экономии бюджетных средств проводится единая комплексная закупка услуг связи".
Заявитель не доказал, что подобное формирование объекта закупки нарушает его права и законные интересы.
Кроме того, Уполномоченным органом на осуществление закупок Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области 08.06.2022 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0142200001322013240 с объектом закупки "Поставка, монтаж и пуско-наладка программно-аппаратного комплекса видео-конференцсвязи и совместной работы в целях развития единой информационной сети следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области".
В техническом задании вышеуказанной закупки в требованиях "Специальные требования к системе ПАК-ВКС-СР" указано "Для центрального узла следующий перечень работ: настройка межсетевого экранирования, настройка центрального маршрутизатора агрегирующего VPN подключения территориальных узлов, настройка коммутатора ядра, настройка коммутаторов доступа центрального узла. Настройка IP АТС включая подключение ее к провайдеру, получение и настройку потока Е1 (на 30 линий и 301 номер с префиксом от 846 ХХХ Х 100 по 846 ХХХ Х 400)".
Указанные абонентские номера используются заказчиком на основании государственного контракта N 1 от 01.07.2022 Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, заключенного в целях развития единой информационной сети следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области.
10.11.2022 по акту приема-передачи заказчик принял программно-аппаратноый комплекс видео-конференцсвязи и совместной работы, в том числе предоставлены телефонные номера 3007100-3007400 (письмо ПАО "МТС" от 31.10.2022 N ПЮВ-0205и).
Заявитель в своей жалобе не приводит доказательств того, что он не может оказать услуги на указанных в Техническом задании абонентских номерах.
Вместе с тем, законодательство содержит порядок передачи абонентских номеров от одного оператора другому.
Пунктом 7 статьи 26 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ установлено, что оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи, владельцу сети связи специального назначения с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи. Вместе с тем, Федеральное агентство связи не вправе отказать в даче согласия на передачу полностью или частично использованного ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи, имеющему лицензию, которая допускает использование такой нумерации в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Для передачи ресурса нумерации от одного оператора к другому необходима подача двух заявлений - от действующего оператора-владельца ресурса нумерации и от оператора-получателя ресурса нумерации. Порядок осуществления данной процедуры установлен Правилами оказания услуг телефонной связи (утв. Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342), Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации определен в Правилах распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N 350, Административным регламентом Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации утв. Приказом Минкомсвязи России от 02.07.2012 N 167.
Следовательно, исполнение требования Технического задания о предоставлении услуг связи с использованием указанных в Техническом задании абонентских номеров не является юридически либо технологически невозможным и ограничивающим право участников на участие в электронном аукционе на оказание услуг связи.
Заявитель считает, что Заказчик неверно выбрал способ для закупки телекоммуникационных услуг связи в 2023 году.
Минфин России в письме от 22.01.2021 N 24-02-07/3566 определил, что при наличии соответствующего постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ является правом заказчика, а не его обязанностью.
Аналогичную позицию ранее высказывал МИНЭК России в письме от 14 февраля 2017 г. N ОГ-Д28-1522.
Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов оказать услуги, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона, приложениями к нему.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ПАО "Ростелеком" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 декабря 2022 г. N 559-8307-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022