Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
ГОБУЗ "МОКМЦ" - Фрибус В.В., Улитина А.Е.,
Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Базоевой Л.В.,
ООО "Швабе-Северо-Запад" - Дроздова И.Е.,
ООО "Хайнеманн Медицинтехник" - Кузнецова С.В.,
ООО "Нордмедсервис" - Шевченко А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Швабе-Северо-Запад" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - ГОБУЗ "МОКМЦ" при проведении аукциона в электронной форме "Поставка медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (0149200002322007005), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
02.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной клинический многопрофильный центр".
Наименование объекта закупки: Поставка медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта: 70 631 438,50 р.
Заявитель обратился в Мурманское УФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении аукциона. Общество указывает на следующие нарушения допущенные Учреждением при формировании извещения о проведении закупки:
1) В аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к поставляемому оборудованию, отвечающие характеристикам конкретной модели оборудования одного единственного производителя, что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающий потребностям заказчика.
2) Описание объекта закупки содержит большое количество некорректных ссылок на технические регламенты. В аукционной документации для обоснования показателей товара используются формулировки из ГОСТ- 55771-2013 при этом требуемые в аукционной документации показатели и единицы измерения не соответствуют показателям, указанным в ГОСТ, что вводит в заблуждение потенциальных поставщиков и ведёт к ограничению конкуренции. Формулировка "Максимальная грузоподъемность стола при максимальной точности позиционирования, кг" указанная в техническом задание не позволяет предложить какое-либо оборудование т.к. в техническом задание не указаны границы точности позиционирования стола в связи с чем невозможно дать определение максимальной и минимальной точности позиционирования.
3) Заказчиком нарушены положения Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП N 620).
4) Заказчик предъявляет излишние требования к предоставляемой вместе с оборудованием документацией.
5) Заказчиком неправомерно установлено требование к году выпуска товара.
6) В проекте гражданско-правового договора указаны избыточные требования.
7) Заказчиком нарушены нормы Гражданского кодекса РФ.
8) В проекте гражданско-правового договора Заказчиком установлены противоречивые требования.
9) Извещение о закупке содержит требование согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 2571) в старой редакции.
10) Инструкция по предоставлению участником предложения в отношении объекта закупки (далее - Инструкция) не соответствует структуре описания объекта закупки.
Рассмотрев представленные документы, заслушав представителя Общества, объяснения заказчика, уполномоченного органа, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Дата начала обязательного применения позиции КТРУ 26.60.11.119-00000016 01.01.2023.
При составлении описания объекта закупки Заказчик использовал требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования характеристик, показателей, требований, условных обозначений и терминологии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона, ссылки на действующий "ГОСТ Р 55771-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1549-ст).
Также необходимо отметить, что на участие в аукционе было подано две заявки. Заявки содержали предложение о поставки товара двух разных производителей.
2) Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования характеристик, показателей, требований, условных обозначений и терминологии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, ссылки на действующий "ГОСТ Р 55771-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1549-ст).
Как пояснил представитель Заказчика, описание объекта закупки не содержит "ГОСТ Р 56123-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Однофотонные эмиссионные компьютерные томографы. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2014 N 1133-ст), по причине специфической области томографических исследований применяемых для диагностики опухолей головного мозга, при сцинтиграфии рака молочной железы, заболеваний печени и сцинтиграфии скелета. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ или ОЭКТ) - разновидность эмиссионной томографии; диагностический метод создания томографических изображений распределения радионуклидов. Для исследований применяются специальные радиофармпрепараты, меченные радиоизотопами, ядра которых при каждом акте радиоактивного распада испускают только один гамма-квант. Таких задач перед приобретаемой техникой не ставится.
Также в ходе рассмотрения жалобы установлено, что согласно п. 5 ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок", в п.п.5.1 приводятся характеристики, которые следует включать в ТЗ на государственную закупку РКТ. Слово "следует" не является обязанностью к применению. Более того в п.6 "Требования к оформлению технического задания" в п.п.6.1 в приложении Б (справочно) приведен "Пример медико-технических характеристик РКТ", который демонстрирует, что формулировки и единицы измерения заказчик может выбирать таким образом, как считает корректным для описания каждого конкретного параметра. Например, параметр из п. 5.1. "максимальное поле сканирования, мм2" в Таблица Б.1. указан как: "максимальное поле сканирования, мм", т.е. единицы измерения разные.
Также в п 6.2 ГОСТ Р 55771-2013 указано, что: "Возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения", чем заказчик и воспользовался, описывая объект закупки.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании следовал рекомендациям ГОСТа в части общепринятых и понятных показателей, требований, условных обозначений и терминологии в отношении требуемого к поставке оборудования, а также обосновал дополнительные требования к характеристикам (параметрам) объекта закупки спецификой деятельности Заказчика.
Относительно формулировки "Максимальная грузоподъемность стола при максимальной точности позиционирования, кг" Заказчик пояснил, что максимальная грузоподъемность стола косвенно отражает ресурс работоспособности оборудования и снимает ограничения для исследования любой анатомической зоны у пациентов с избыточным весом, с весом транспортных укладок травматологических пациентов и с учетом дополнительного оборудования жизнеобеспечения.
3) Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 утверждены требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ПП N 620)
Пунктом 1 ПП N 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий (пункт 2 ПП N620).
Как пояснило Учреждение, Заказчик приобретает систему в целом, которая представляет из себя сложное медицинское оборудование, состоящее из нескольких совместимых друг с другом элементов, для полноценного функционального использования, эксплуатации и правильного использования в соответствии с диагностическими задачами ЛПУ.
Объектом закупки является медицинское изделие и совместимые с ним расходные материалы/комплектующие/принадлежности.
Компьютерный томограф, как единица, не может быть использован без дополнительных компонентов. Основная часть исследований сосудов и сердца невозможны без автоматического бесколбового инъектора. Обработка и интерпретация полученных изображений невозможна без специализированной мультимодальной высокопроизводительной медицинской рабочей станции. А документальным подтверждением проведенных исследований является твердый носитель - пленка, печать которой осуществляется на DICOM сетевой мультиформатной камере.
Заказчик закупает единую систему рентгеновской компьютерной томографии всего тела в количестве 1 штука. Только в такой комплектации система компьютерной томографии считается полноценным диагностическим оборудованием и может выполнять все задачи диагностики, предназначенные для компьютерной томографии, так как данные изделия являются составным единого процесса и не могут быть использованы друг без друга.
4) В жалобе Заявитель ссылается на тот факт, что в пункте 2.3. описания объекта закупки указано, что поставщик с Оборудованием должен предоставить сертификаты соответствия системы обязательной сертификации Госстандарта России, подтверждающие качество и безопасность такого Оборудования. При этом, согласно Постановлению Правительства РФ N982от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - ПП N982), рентгеновское оборудование не подлежит обязательной сертификации.
Данный довод не нашел своего подтверждения, поскольку ПП N982 утратило силу 01.09.2022 года.
5) По существу установления Учреждением в описании объекта требования о том, что оборудование должно быть новым < _ > не ранее 2022 года выпуска" установлено следующее.
В описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к товару, отвечающие его потребностям, в том числе, требования к году выпуска поставляемого товара. Согласно требованиям извещения, поставка товара планируется в 2023 году.
6) Пунктом 7.5 проекта контракта предусмотрено, что оказание услуг по вводу в эксплуатацию Оборудования включает пусконаладочные работы, в том числе работы по наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров Оборудования.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе регламентировано, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утверждены условия типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Пункт 7.5. проекта контракта разработан в соответствии с вышеуказанным типовым контрактом.
7) В соответствии с пунктом 12.10.3. существенным признается нарушение Контракта одной из Сторон, которое влечет для другой Стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении Контракта, в том числе существенными нарушениями Поставщиком условий Контракта считаются:
1) поставка Оборудования ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок (не более чем 7 (семь) дней) либо являются существенными и неустранимыми;
2) нарушение Поставщиком срока поставки Оборудования в Место доставки более чем на 7 (семь) дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
3) неоднократная поставка Оборудования, некачественного и (или) несоответствующего условиям Контракта, в том числе Техническим требованиям (приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 5.1. контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в срок в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с даты подписания контракта.
В качестве существенного нарушения контракта будет признаваться нарушение, которое прописано в самом контракте, как существенное на основании пункта 4 статьи 421 ГК России. В виде данного нарушения может быть признано нарушение в виде просрочки поставки.
Закон о контрактной системе не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона о контрактной системе определены обязательные условия исполнения контракта.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона о контрактной системе, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона о контрактной системе, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
8) Заявитель ссылается, что в проекте контракта установлены противоречащие друг другу требования относительно приемки товара, т.к. услуги по монтажу и вводу в эксплуатацию оказываются после поставки оборудования и контролировать их на данном этапе не представляется возможным.
Данный довод не нашел своего подтверждения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6.10. проекта контракта приемка поставленного Оборудования и оказанных Услуг в соответствии с условиями Контракта осуществляется на основании Акта приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту) и Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 4 к Контракту), подписанных без замечаний.
В соответствии с пунктом 6.20. проекта контракта датой приёмки поставленного Оборудования и оказанных Услуг считается дата размещения в единой информационной системе документа о приёмке, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика.
9) В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе регламентировано, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В электронной форме извещения сделана ссылка о том, что требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены в соответствии с пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. Далее действительно размещены требования согласно старой редакции постановления правительства, однако это не повлияло и не могло повлиять на ход аукциона. Ссылка на норму закона регулирующую требования была указана верно.
10) Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе регламентировано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Установлено, что извещение о проведении закупки содержит в своем составе инструкцию по заполнению заявки. Комиссия Мурманского УФАС не установила в инструкции каких-либо противоречий.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Швабе-Северо-Запад" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - ГОБУЗ "МОКМЦ" при проведении аукциона в электронной форме "Поставка медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (0149200002322007005) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 16 декабря 2022 г. N 051/06/106-743/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022