Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Администрации Лысьвенского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников отдела ЗАГС администрации Лысьвенского городского округа по программе "Правовые основы деятельности органов ЗАГС" (изв. N 0356500001422000951),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001422000951 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников отдела ЗАГС администрации Лысьвенского городского округа по программе "Правовые основы деятельности органов ЗАГС". Начальная (максимальная) цена контракта - 56 666,65 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 09.12.2022 N 14481/22) рассмотрение обращения было назначено на 13.12.2022 в 16:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
04.10.2022 г. между Заказчиком и АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" заключен контракт N 34 на оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников отдела ЗАГС администрации Лысьвенского городского округа по программе "Правовые основы деятельности органов ЗАГС" на сумму 8 049,31 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 85,8 %.
В связи с неисполнением АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" обязательств, указанных в Контракте, 24.11.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать образовательные услуги по повышению квалификации сотрудников отдела ЗАГС администрации Лысьвенского городского округа по программе "Правовые основы деятельности органов ЗАГС" (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Срок начала оказания услуг: С даты заключения Контракта.
1.4. Срок окончания оказания услуг: 35 календарных дней с даты начала оказания услуг
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной Услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнении Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Исполнителем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем;
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.11.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было размещено лишь 25.11.2022 г., что не соответствует ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках. Следовательно, датой надлежащего уведомления является - 25.11.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.12.2022 г.
Вместе с тем, информация АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 09.12.2022 г.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Исполнителем, в нарушении п. 1.3, п. 1.4 и других положений Контракта, услуги исполнены не были.
07.12.2022 г. - Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо (исх. N 149-01-32исх-467 от 07.12.2022 г.) с требованием об оплате неустойки (штрафа)
Представитель Организации в отношении решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, пояснила, что для исполнения обязательств по Контракту необходимо получить список обучающихся с контактными данными для связи и направления доступа на обучение. По состоянию на 13.12.2022 г. Заказчик не направил в адрес Исполнителя список обучающихся.
Согласно приложению N 1 к Контракту:
п.1. Наименование услуг: оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников отдела ЗАГС по программе "Правовые основы деятельности органов ЗАГС".
п.6. Общее количество обучаемых: 4 человек х 1 609,86 руб; 1 человек х 1 609,87 руб.
п.9. Форма получения образования: форма обучения - заочная с применением дистанционных технологий, без отрыва от работы.
п.10. Применение электронного обучения: Допускается.
Таким образом, оказание образовательных услуг осуществляется дистанционно, следовательно, для оказания услуг по Контракту Исполнителю необходимо обладать контактными данными обучаемых, для того чтобы сообщить им информацию о порядке проведения занятий.
Вместе с тем, Заказчик в адрес Исполнителя не направлял сведения об обучаемых лицах. Доказательства обратного Заказчиком в адрес Комиссии не представлено.
Исполнитель полагает, что Заказчик не оказывал должного содействия в рамках исполнения Контракта.
Кроме того, Заказчик не направил доказательства отправления претензий в адрес Исполнителя до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Следовательно, Заказчиком не доказано недобросовестное исполнение АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" взятых на себя обязательств.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" с 2022 г. исполнило 40 Контрактов. Следовательно, АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителем взятых на себя обязательств, сведения об АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об АНО ДПО "Институт переподготовки кадров" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 декабря 2022 г. N РНП-59-533
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022