Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Усова А.И. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Чайковская ЦГБ" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание магнитно-резонансного томографа Brivo MR355 (RU5248MR01) (изв.N 0156200009922001313),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:00 ч. 19.12.2022 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922001313 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на техническое обслуживание магнитно-резонансного томографа Brivo MR355 (RU5248MR01).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.12.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 24 820 200,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.12.2022 г.
1. Заявитель полагает, что положение п. 280 Технического задания ограничивают количество участников закупки, поскольку не позволяет использовать программные продукты иных производителей.
Также Заявитель полагает, что п. 3.13 Технического задания содержит излишнее требование к участникам закупки о предоставлении документов.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны.
Заказчик в письменных пояснениях указал следующее.
Производитель оборудования не подтвердил совместимость каких-либо эквивалентов с имеющимся у Заказчика оборудованием, а также не гарантирует сохранение работоспособности и функциональности оборудования при установке на него каких-либо эквивалентов программного обеспечения.
Применение оригинального сервисного программного обеспечения позволит Заказчику получить подтверждение безопасности оказываемых услуг, гарантию работоспособности и сохранения функциональности оборудования, что соответствует потребности Заказчика.
Заказчик также пояснил, что извещение и приложения к нему не содержат требований, ограничивающих конкуренцию или круг потенциальных участников закупки, поскольку не устанавливает требования об обладании участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Отсутствие письменного разрешения разработчика программного обеспечения не препятствует участнику закупки подать заявку на участие в аукционе, не препятствует допуску к участию и не является основанием для отклонения заявки. Указанное в п. 280 Технического задания лицензионное соглашение или иное письменное разрешение определено как условие выполнения работ, а не как условие допуска к участию в аукционе. Указанное условие применяется не к участнику закупки, а к Исполнителю, т.е. к лицу, которое уже признано Победителем, с которым заключен Контракт и которое является исполнителем по данному Контракту. Более того, пунктом 4.4.6 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель вправе привлекать для исполнения обязательств соисполнителей, в том числе имеющих соответствующие разрешительные документы.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Техническому заданию объектом закупки является техническое обслуживание магнитно-резонансного томографа Brivo MR355 (RU5248MR01).
Согласно п. 280 Технического задания: Исполнитель гарантирует, что он является обладателем исключительных прав на программное обеспечение в объеме, необходимом для правомерного использования Заказчиком соответствующих программных продуктов, что подтверждается лицензионным соглашением или иным письменным разрешением правообладателя. Предоставление соответствующего документа в течение 5 (пяти) дней по требованию Заказчика.
Согласно п. 1 ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий" настоящий стандарт устанавливает требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий, предназначенных для применения в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой, для которых документацией (нормативной, технической или эксплуатационной) предусмотрено их техническим обслуживанием при эксплуатации.
Настоящий стандарт распространяется на услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий, предназначенные для поддержания и восстановления работоспособности или исправности медицинских изделий при использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем).
Пунктом 5.5 ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий" установлены обязательные требования к обеспечению качества технического обслуживания медицинских изделий, в частности:
- проведению технического обслуживания согласно действующей технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ установлено, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ).
Согласно ч. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1233 Гражданского кодекса правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
Исходя из указанных положений Гражданского кодекса следует, что Заказчик ограничен в имеющихся правах на программное обеспечение, установленное на магнитно-резонансном томографе, необходимое для выполнения работ.
В адрес Комиссии представлен ответ на запрос от GE Healthcare (исх. N 2/5424-22 от 14.12.2022 г.), согласно которому используемый в ГБУЗ ПК "Чайковская ЦГБ" томограф магнитно-резонансный Brivo MR355 с принадлежностями, производства компаний "ДжиИ Ханвэй Медикал Системз Ко., Лтд" (Китай), является медицинским изделием.
В эксплуатационной документации на Оборудование указано, что запрещается загружать на системный компьютер не связанное с системой программное обеспечение.
Данное предупреждение обусловлено тем, что установка на Оборудование программного обеспечения, совместимость которого с Оборудованием не подтверждена производителем Оборудования, может привести к нарушению и неисправностям в работе Оборудования.
Таким образом, GE Healthare не может подтвердить совместимость каких-либо эквивалентов ПО, используемого производителем медицинского изделия, включая эквиваленты технологии Insite с Оборудованием, а также подтвердить сохранение работоспособности и функциональности Оборудования при установке на него каких-либо эквивалентов ПО, используемого производителем МИ, в том числе технологии Insite.
Кроме того, в ответе на запрос от производителя Оборудования указано, что в случае использования определенным лицом специального программного обеспечения, являющегося объектом интеллектуальной собственности, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, право такого использования специального программного обеспечения таким определенным лицом должно быть подтверждено правообладателем такого программного обеспечения (лицензионный договор или согласие правообладателя).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Технического задания не противоречат требованиям Закона о закупках. Пункт 280 Технического задания устанавливает требования к исполнителю в ходе выполнения контракта и не ограничивает право в участии и подачи заявки. Участники закупки имеют равный доступ к участию в закупке. Доказательств обратного в материалах жалобы не представленного.
В отношении довода Заявителя о том, что в п. 3.13 ТЗ содержится еще одно требование, ограничивающее конкуренцию: "Исполнитель в течение 3 рабочих дней с даты заключения Контракта предоставляет Заказчику полученный от правообладателя средств индивидуализации документ, выражающий его согласие на введение в гражданский оборот расходных материалов и запасных частей", Комиссия отмечает, что в Техническом задании отсутствует п. 3.13.
Указанное положение отсутствует и в иных приложениях к извещению об осуществлении оспариваемой закупки.
2. Заявитель полагает, что получение разрешения правообладателя на использование соответствующего программного обеспечения затруднительно по причине происхождения аппарата с территории недружественного государства (США), что также приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
В адрес Комиссии было представлено Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/08112 от 27.10.2010 г. выданное на медицинское изделие томограф магнитно-резонансный Brivo MR355 с принадлежностями.
Согласно информации из указанного регистрационного удостоверения производителем медицинского изделия является "ДжиИ Ханвэй Медикал Системз Ко., Лтд.", страна происхождения - Китай, не относящаяся к недружественным по отношении к России государством.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательства иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Усова А.И. на действия ГБУЗ ПК "Чайковская ЦГБ", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание магнитно-резонансного томографа Brivo MR355 (RU5248MR01) (изв.N 0156200009922001313) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 декабря 2022 г. N 18772/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022