Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист - эксперт Е.В. Котова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Красноярская Геоархеология" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГКУ "Управление капитального строительства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Проведение спасательных археологических полевых работ выявленного объекта археологического наследия "Талое. Поселение-1" при реализации проекта строительства объекта: школа на 115 учащихся в с. Талое Ирбейского района", размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122019644 установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Красноярская Геоархеология" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, номер извещения 0119200000122019644.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В указанные в уведомлении дату и время 14 декабря 2022 года в 14 часов 30 минут присутствовал представитель заказчика, представитель уполномоченного органа, представители подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что извещение составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: не установлены дополнительные требования к участникам закупки согласно Постановлению Правительства РФ N 2571 (по позиции 2 Раздела I "Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов").
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчика, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Проведение спасательных археологических полевых работ выявленного объекта археологического наследия "Талое. Поселение-1" при реализации проекта строительства объекта: школа на 115 учащихся в с. Талое Ирбейского района", размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122019644.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В пункте "н" части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закон о контрактной системе, если иное не предусмотрено Закон о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства). Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
На момент размещения извещения дополнительные требования в соответствии с пунктами 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, на основании Постановления Правительства N2571 являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Комиссией установлено, что к участникам закупки в извещении были установлены дополнительные требования на основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Анализ норм позитивного права позволил Комиссии установить, что в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - Закон N 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании части 6 статьи 45 Закона 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов РФ) установлен в Приложении N 1 к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2022 г. N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ"). Данный перечень не содержит археологических полевых работ.
Согласно части 9 статьи 45.1 Закона N 73, спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний. Также, согласно части 1 статьи 45.1 Закона N 73, археологические полевые работы являются работами по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Таким образом, Комиссия не может прийти к выводу, что спасательные археологические полевые работы являются работами по сохранению объектов культурного населения, поскольку из закона прямо не следует, что порядок проведения работ в отношении объектов археологического наследия идентичен порядку проведения работы по сохранению объектов культурного наследия.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что при составлении извещения руководствовался позицией Минфина России, изложенной в письме N 24-06-06/76953 и ответом от Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (исх. N 87-102-663 от 05.07.2022).
Комиссия соглашается с доводами подателя жалобы, что Министерство Финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения по данному вопросу, однако в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Министерство Финансов Российской Федерации является органом, уполномоченным на регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из Закона о контрактной системе не следует, что данные работы относятся к объектам культурного наследия, в связи с чем, Комиссия делает вывод, что действия заказчика и уполномоченного органа не нарушают требования действующего законодательства.
Также Комиссия приняла во внимание тот факт, что для целей подтверждения опыта по позиции 2 приложения к Постановлению N2571 в обязательном порядке надлежит представлять акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, который в силу действующих законодательных норм не составляется по результатам выполнения работ, аналогичных тем, что закупаются в рамках рассматриваемого аукциона. Указанный акт возможно получить только в инициативном порядке (при обращении исполнителя контракта в соответствующий орган), однако такой орган не несет обязанности по предоставлению указанного акта ввиду чего имеет все правовые основания отказать в его предоставлении. При этом возможность участия в государственной закупке не может и не должна ставиться в зависимость от непредусмотренных законом действий третьих лиц. Тот факт, что податель жалобы в инициативном порядке получил акты приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам выполнения работ, являющихся аналогичными предмету контракта, лишь дополнительно свидетельствует о том, что установление заказчиком требований в соответствии с позицией 2 приложения к Постановлению N2571, нарушит принцип, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе, поскольку участники закупки будут находиться в неравных условиях.
Ссылки на судебную практику, представленные обществом в качестве обоснования своих доводов, не могут быть приняты Комиссией в качестве таковых, поскольку предметом рассмотрения в указанных судебных делах были иные обстоятельства.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в рассматриваемой закупке приняли участие только те лица, которые фактически обладают опытом работы, аналогичным закупаемому. При этом довод подателя жалобы о том, что в закупке при таких установленных требованиях могут принять участие лица, которые не смогут исполнить контракт ввиду отсутствия сопоставимого опыта, рассмотрен Комиссией и не может быть принят в качестве состоятельного, поскольку, во-первых (учитывая фактических участников рассматриваемой закупки), носит вероятный характер, во-вторых, исполнение контракта подразумевает ряд требований, которые презюмируют наличие профессиональных навыков.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик правомерно в рассматриваемом случае не установил требования по позиции 2 Раздела I "Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов"
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Красноярская Геоархеология" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Е.В. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 декабря 2022 г. N 024/06/106-2469/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022