Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, главный специалист-эксперт Н.А. Ворсина (далее - Комиссия), рассмотрев обращение КГБУЗ "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N1" (далее - Заказчик) с просьбой о внесении сведений об Индивидуальном предпринимателе Шимко Тамаре Александровне (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Экран защитный для лица, многоразового использования", извещение N 0119200000121018684 (далее - Электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика с просьбой о внесении сведений об Индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N 2022.058 от 31.01.2022, заключенного по результатам проведения Электронного аукциона (далее - Контракт).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Индивидуальным предпринимателем условий Контракта, заключенного с Заказчиком по результатам проведения Электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам Заказчика и Индивидуального предпринимателя были направлены уведомления о рассмотрении вышеуказанного обращения, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В назначенное время на заседание Комиссии представитель Индивидуального предпринимателя не явился, Заказчиком явка своего представителя была обеспечена, полномочия подтверждены, личность удостоверена.
Из обращения Заказчика следует, что между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт N 2022.058 от 31.01.2022. В связи с ненадлежащим исполнением Индивидуальным предпринимателем обязательств по Контракту Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация направлена Заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков. От Индивидуального предпринимателя в адрес Красноярского УФАС России письменных пояснений не поступило.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Индивидуальный предприниматель добровольно принимал участие в Электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении Электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Индивидуальный предприниматель, подав заявку на участие в Электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товары, являющиеся предметом Контракта.
1.1. Пункт 1.1 Контракта устанавливает, что "Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - экран защитный (ОКПД2 -32.50.42.120) (далее по тексту - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.".
Пункт 1.3 Контракта устанавливает, что "Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства по адресу: г. Красноярск , ул. Комбайностроителей, д.5 (далее - Место доставки), в сроки, определенные Графиком поставки (приложение 3 к Контракту).".
Согласно пункту 6.1 контракта "Поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в количестве и в сроки, определенные Графиком поставки.
Согласно пункту 10.4 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, а так же в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пункт 14.4 Контракта устанавливает, что "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона N 44-ФЗ".
Из материалов обращения следует, заказчик исходящим письмом направил претензию по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту NФ.2022.000035 от 31.01.2022 с требованием решения вопроса с поставкой товара в ближайшие сроки.
Последующие претензии по факту ненадлежащего исполнения по контракту были направлены 28.10.2022 и 18.11.2022. Заказчик потребовал решить вопрос с поставкой товара в срок до 19.11.2022.
В связи с тем, что Индивидуальным предпринимателем были допущены существенные нарушения условий Контракта, выразившиеся в отсутствии поставки товара по состоянию на 19.11.2022 года, Заказчик 28.11.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, важным обстоятельством для принятия решения о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков является соблюдение заказчиком процедуры уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта через единую информационную систему.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной Заказчиком ЕИС, Комиссия установила, что Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 28.11.2022. Решение было размещено в ЕИС - 28.11.2022 (вкладка на странице контракта в реестре контрактов "Решение об одностороннем отказе"). Решение вступило в законную силу 09.12.2022. Заказчик 12.12.2022 изменил статус Контракта в ЕИС на "Исполнение прекращено", указав дату расторжения Контракта. Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения Контракта не нарушена.
Таким образом, Заказчиком в полном объеме был предоставлен десятидневный срок для устранения исполнителем нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия отмечает, что Индивидуальный предприниматель, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению потребности Заказчика.
Также на момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что Индивидуальным предпринимателем были совершены активные действия по устранению причин, послуживших основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Нарушение хозяйствующим субъектом существенных условий контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у Индивидуального предпринимателя отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать общество нарушившим существенные условия контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем Комиссией при рассмотрении обращения не было установлено, что Заказчиком были допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю, размещения в единой информационной системе, Кроме того Комиссией не установлено, что Индивидуальным предпринимателем были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение было невозможным в силу обстоятельств непреодолимый силы.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для принятия решения об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе.
Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП.
Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ИП Шимко Т.А (ИНН 500516499274) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
09.12.2022 |
12.12.2022 |
28.11.2022 |
0 |
12.12.2022 |
19.12.2022 |
19.12.2022 |
0 |
23.12.2022 |
23.12.2022 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии - М.А. Дударева
Члены Комиссии - А.А. Кириллова
- Н.А. Ворсина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 декабря 2022 г. N 024/10/104-3487/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022