Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист - эксперт Е.В. Котова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Центр реализации" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасии и Республике Тыва (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание комплекса услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания, на территории Красноярского края, необходимых для осуществления возложенных на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва функций с использованием электронной площадки", размещенного на электронной площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119100009222000080 установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Центр реализации" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, номер извещения 0119100009222000080.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В указанные в уведомлении дату и время 16 декабря 2022 года в 09 часов 40 минут присутствовали представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия, податель жалобы участие своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что извещение составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: неправомерно установлено требование о том, что продажа имущества должна осуществляться на электронных торгах с использованием электронных торговых площадок согласно Перечня N1447-р в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание комплекса услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания, на территории Красноярского края, необходимых для осуществления возложенных на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва функций с использованием электронной площадки", размещенного на электронной площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119100009222000080.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе сказано, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
Проанализировав описание объекта рассматриваемой закупки, Комиссия установила, что заказчик устанавливает, в том числе следующие требования к закупаемой услуге:
"6.4.1. Исполнитель по Контракту для проведения торгов обязан во всех без исключения случаях привлекать площадки из Перечня N 1447-р".
Проанализировав проект контракта, Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 4.4.9 исполнителю необходимо будет: "продажу имущества, реализация которого должна осуществляться посредством проведения торгов, осуществлять исключительно в электронной форме (на электронных торгах) с использованием электронных торговых площадок согласно Перечня N1447-р в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р утверждены Перечень операторов электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ и Перечень операторов специализированных электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N223-ФЗ.
Комиссия соглашается с доводом подателя жалобы о том, что указанное распоряжение не утверждает Перечень операторов электронных площадок для проведения торгов по реализации арестованного имущества. Вместе с тем Комиссия отмечает, что операторы электронный площадок, предусмотренные указанным распоряжением, соответствуют ряду требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656. Соответствие оператора электронной площадки указанным требованиям позволяет обеспечить процедуры торгов открытыми, прозрачными и доступными как для организаторов торгов, так и для потенциальных участников, способствует систематизации и оптимизации процедур проведения торгов, снижает количество нарушений и злоупотреблений при их проведении.
Кроме того, Комиссия при принятии настоящего решения, учла довод заказчика о том, что, как показывает опыт заказчика, победители таких закупок проводили торги на собственных площадках, что недопустимо, поскольку не гарантирует соблюдение принципов равенства и открытости (публичности) торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное заказчиком требования к электронным площадкам исключительно направлено на соблюдение принципа достижения заданных результатов и эффективности осуществления закупок, поскольку только при установленных требованиях заказчик может рассчитывать на добросовестную реализацию арестованного имущества.
Комиссия также отмечает, что, обеспечивая соблюдение принципа конкуренции в закупках, заказчик не может и не должен совершать указанное в ущерб принципу достижения заданных результатов и эффективности осуществления закупок, поскольку это приведет, во-первых, к нерациональному расходованию заказчиком бюджетных средств, во-вторых, может отрицательно сказаться на качестве оказания услуги.
Кроме того, в вышеуказанные перечни включены ряд операторов электронных площадок (не один оператор), что свидетельствует о том, что принцип конкуренции заказчиком в целом обеспечен (заказчик не обязан расширять конкуренцию до всех без исключения участников рынка). Более того, операторы электронных площадок, не включённые в вышеуказанные перечни, не лишены возможности участвовать в рассматриваемой закупке и производить процедуры торгов на площадках, включенных в перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р.
Комиссия отмечает, что данный вывод Комиссии коррелируется с позицией ФАС России, изложенной в письме NПИ/31637/22 от 04.04.2022, а также с позициями органов судебной власти, изложенными в актах по делам NN А40-186564/2019, А40-83751/2020.
Комиссия отмечает, что на данную закупку были поданы иные жалобы, а также проводилась внеплановая проверка, результаты по которой будут рассмотрены Комиссией Красноярского УФАС России по жалобам N 024/06/106-3511/2022, N 024/06/106-3510/2022.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Центр реализации" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Е.В. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 декабря 2022 г. N 024/06/106-3507/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022