Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.В. Котовой - ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Кузьмы Д.Л. (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N20 им. И.С. Берзона" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной безопасности в КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона", размещенного на электронной площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122019556 установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Кузмы Д.Л. (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, номер извещения 0119200000122019556.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В указанные в уведомлении дату и время 20 декабря 2022 года в 14 часов 30 минут присутствовал представитель заказчика, представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия, податель жалобы участие своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что в извещении неправомерно установлено требование о наличие выписки из реестра лицензий МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной безопасности в КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона", номер извещения 0119200000122019556.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что извещением предусмотрены следующие виды оказываемых услуг: внешний осмотр установок и составных частей, контроль рабочего состояния приборов и установок, осмотр механических контактов, проверка работоспособности приборов и установок, а также их частей, монтаж/демонтаж оборудования, замена неисправного оборудования и прочее.
Извещением об осуществлении закупки установлено требование о наличии у участника выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений со следующими видами услуг:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ или монтаж, ТО и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
Комиссия, проанализировав нормы действующего законодательства, установила, что согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Таким образом, для оказания услуг, указанных в описании объекта закупки, установлены необходимые виды, требующие наличия выписки из реестра лицензий.
Относительно довода подателя жалобы о том, что заказчиком в техническом задании указаны работы по проверке и замерам на водоотдачу внутреннего пожарного водопровода (пожарный кран) с составлением акта, по перекатке всех пожарных рукавов (по количеству пожарных кранов), Комиссия поясняет следующее.
Заказчик при формировании объекта закупки исходил из того, что услуги технологически и функционально связаны между собой. Кроме того, данные виды работ относятся к системе противопожарного водоснабжения, но не являются самостоятельным предметом закупки.
В соответствии с правовой позицией Президиума Верховного Суда РФ (п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в том случае, если какие-либо услуги не являются самостоятельным предметом закупки, а входят неотъемлемой частью в комплекс услуг, составляющий предмет контракта, требование о наличии лицензии на оказание таких услуг непосредственно у исполнителя не является обязательным, оказание таких услуг может осуществляться иными лицами, обладающими соответствующей лицензией и привлеченными исполнителем к исполнению контракта на основании договора между ними.
Таким образом, в рассматриваемом случае податель жалобы не лишен возможности стать субисполнителем по контракту, заключаемому по результатам рассмотрения закупки. При этом работы по техническому обслуживанию, требующие лицензии, учитывая их объем, является в рассматриваемом случае основными.
Также, проанализировав проект контракта, было установлено, что на основании пункта 3.1 возможно привлечение соисполнителей на выполнения вышеуказанных работ.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что извещение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, Комиссия не установила, что данные требования нарушают права и законные интересы участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Кузьмы Д.Л. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Е.В. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2022 г. N 024/06/106-3541/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022