Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в отсутствие сторон;
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед",
У С Т А Н О В И Л А:
09.12.2022 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Хирургические сшивающие аппараты) (извещение N 0340200003322015221).
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения о закупке, поскольку при описании объекта закупки в совокупности установленных Заказчиком характеристик по позиции 2 необходимый к поставке товар соответствует только одному производителю - Kangdi. В подтверждение Заявителем представлена сравнительная таблица, содержащая характеристики товара нескольких производителей.
Также сообщает, что по позиции 5 технического задания наиболее соответствующим товаром является степлер Brightness Medical (модель DH29). Вместе с тем, в описании объекта закупки указан материал скобок - "титановый сплав", однако, согласно инструкции на товар Brightness Medical материал скобок - титан. Кроме того, в инструкции отсутствует информация о характеристике - "Наличие дисплея", в связи с чем Заказчику необходимо внести изменение в описание позиции 5.
Рассмотрение жалобы назначено на 15.12.2022 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик письменно указал на потребность в товаре с данными характеристиками, поскольку закупаются циркулярные сшивающие аппараты, использующиеся в операциях при раке прямой кишки. Сообщил, что закупаются степлеры циркулярные с единым кодом КТРУ, но с различными характеристиками, поскольку потребность Заказчика заключается в укомплектовании отделения Заказчика, в котором проводятся операции пациентам с применением различных по характеристикам степлеров. При этом Заказчику не известно в какой момент возникнет потребность в конкретном аппарате, в связи с чем, степлеры с разными характеристиками закупаются в одной закупке. Кроме того, пояснил, что, указав во всех позициях одинаковые характеристики, Заказчик может лишиться товара иного размера, необходимого для оказания медицинской помощи разным пациентам с разными видами медицинского вмешательства. Таким образом, закупка направлена не на ограничение конкуренции, а на решение проблемы по укомплектованию учреждения здравоохранения необходимым товаром, на одновременное поступление товара с целью непрерывности и эффективности лечебного процесса.
Сообщил, что Закон о контактной системе позволяет Заказчику определить в документации об аукционе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, в целях достижения заданных результатов, исходя из уставных целей, потребностей и эффективного результата осуществления закупки. Просит признать жалобу необоснованной, а также рассмотреть ее в отсутствие своего представителя.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.11.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322015221 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Хирургические сшивающие аппараты). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 940 260,00 руб. Дата окончания подачи заявок - 12.12.2022 г.
Согласно техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке по позиции 2 и 5 требуются степлеры циркулярные внутрипросветные, одноразового использования (Код КТРУ 32.50.13.190-00007432), в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
2. |
Для создания циркулярного анастомоза, однократного применения, стерильный Материал скобок, титановый сплав Рукоятка для прошивания одна Наложения кругового двухрядного скобочного шва в шахматном порядке Контроль прошивания звуковой и тактильный |
Диаметр рабочей части, мм |
Не менее 28,3 и не более 28,8 |
Одно значение или несколько значений |
Длина ствола, см |
Не более 18 |
Одно значение или несколько значений |
||
Диаметр встроенного лезвия, мм |
Не менее 18,0 и не более 19,0 |
Одно значение или несколько значений |
||
Высота открытой скобки, мм |
Не менее 5,1 и не более 5,4 |
Одно значение или несколько значений |
||
Аппарат заряжен скобками, шт |
Не менее 24 |
Одно значение или несколько значений |
||
5. |
Тип аппарата - изогнутый. Для формирования 2-рядного скобочного шва при помощи скобок В-образной формы с одновременным рассечением ткани. Материал скобок - титановый сплав. Съемная низкопрофильная головка. Блокировка работы прибора через запорный механизм. Материал степлера нержавеющая сталь, пластик. Наличие дисплея. Поставляется стерильным. |
Диаметр головки, мм |
не менее 28 и не более 29 |
Одно значение или несколько значений |
Длина ствола, мм |
не менее 175 и не более 185 |
Одно значение или несколько значений |
||
Высота ножки открытой скобки, мм |
не менее 4,7 и не более 4,8 |
Одно значение или несколько значений |
||
Диаметр ножа. мм |
не менее 19 и не более 20 |
Одно значение или несколько значений |
||
Количество скобок, шт |
не менее 22 и не более 24 |
Одно значение или несколько значений |
||
Общее количество прошиваний |
не более 1 |
Одно значение или несколько значений |
Относительно довода Заявителя о неверном указании характеристики "материал скобок - титановый сплав" по позиции 5 технического задания, установлено следующее.
Заказчик письменно пояснил, что по позиции 5 технического задания характеристика "материал скоб - титановый сплав" указана неверно по технической причине.
Аналогичная информация указана Заказчиком в ответе на запрос о разъяснении извещения о закупке от 09.12.2022 г.
Допущенная и подтвержденная письменными пояснениями Заказчика техническая ошибка при описании характеристики товара "материал скобок - титановый сплав" по позиции 5, свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя обоснован.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 NИЭА1 электронный аукцион N 0340200003322015221 признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, в связи с чем предписание об устранении допущенного нарушения не выдается.
Относительно довода Заявителя об установлении характеристик товара по позиции 2, соответствующих единственному производителю, установлено следующее.
Согласно коду по КТРУ 32.50.13.190-00007432 "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования", в описании объекта отсутствуют обязательные для применения позиции.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие возможности поставки товаров, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара (хирургические сшивающие аппараты), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Представленная Заявителем в материалы жалобы сравнительная таблица, не позволяет Комиссии Кировского УФАС России прийти к однозначному выводу о нарушении Заказчиком требований к описанию объекта закупки, поскольку Заявителем не представлены документы (инструкции, сертификаты, паспорта и пр.), подтверждающие отсутствие спорных характеристик у других производителей.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи, в связи с чем довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода об отсутствии информации в инструкции производителя о характеристике товара "наличие дисплея", установлено следующее.
Заказчик письменно пояснил, что информация о наличии дисплея указывается производителями, в подтверждение своего довода прикладывает регистрационное удостоверение РЗН 2018/7658 и инструкцию, размещенную на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch), в которой указана информация о наличии дисплея.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, документы, подтверждающие доводы жалобы, не представил, в связи с чем довод Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Хирургические сшивающие аппараты) (извещение N 0340200003322015221), в связи с нарушением Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 15 декабря 2022 г. N 043/06/106-1041/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022