Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
При участии посредством ВКС:
- представителя ООО "МЕДИКЭЛ М" по доверенности;
рассмотрев материалы Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" о включении сведений об ООО "МЕДИКЭЛ М" в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
08.12.2022 г. в Кировское УФАС России поступило обращение КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "МЕДИКЭЛ М" (далее - Поставщик, Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 11.07.2022 N 03402000033220067950001 на поставку расходного материала для хронического диализа (Картридж, сухой бикарбонатный) (номер извещения N 0340200003322006795).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение материала назначено на 14.12.2022 г., стороны уведомлены по адресам электронной почты. В заседании комиссии объявлен перерыв до 15.12.2022 г. Заказчик извещен, явку представителя не обеспечил.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что Поставщик не осуществил поставку товара в установленные сроки, в связи с чем, Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Дополнительно пояснил, что между Заказчиком и Обществом 01.11.2022 г. было заключено дополнительное соглашение о поставке товара российского производителя. Однако, Поставщик до принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе не предпринимал мер для исполнения Контракта.
После принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, 29.11.2022 г. Поставщиком был поставлен товар в количестве 1 260 шт., данный товар не был принят Заказчиком в виду того, что Контрактом не предусмотрена частичная поставка.
На заседании комиссии представитель Заказчика представил государственный контракт N 636 от 29.09.2022 г., заключенный в порядке п.4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ООО "МастерТорг" на поставку картриджей бикарбонатных в количестве 1 500 шт. на общую сумму 600 000,00 рублей. Пояснил, что заключение данного Контракта вызвано ненадлежащим исполнением ООО "МЕДИКЭЛ М" принятых на себя обязательств.
Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что при подписании Контракта ООО "МЕДИКЭЛ М" в качестве обоснования предложенной им цены Контракта предоставил выписку из программы 1С, свидетельствующую о наличии товара в необходимом количестве, а по факту товар отсутствовал. Просит включить сведения об ООО "МЕДИКЭЛ М" в реестр недобросовестных поставщиков.
От ООО "МЕДИКЭЛ М" поступили документы и объяснения, согласно которым установлено, что 24.06.2022 года Общество заказало у своего поставщика официального дистрибьютора ООО "Медтроник" картридж бикарбонатный (бикарбонат натрия) для гемодиализа SOLUCART PLUS, Bellco S.r.l., Италия в количестве 10 000 шт.
Письмом от 21.09.2022 года (Исх.N F8 -465) ООО "Медтроник" в адрес Поставщика направило письмо, в котором сообщило о возникших трудностях поставок товара на территорию Российской Федерации по независящим от них причинам, вытекающим из санкций в отношении РФ со стороны иностранных государств.
В материалы дела Поставщик представил письма, направленные в адрес Заказчика, в которых информирует о невозможности поставки товара в требуемые сроки по независящим от него причинам, сообщает, что ведется работа со сторонними организациями для возможности закупа товара, просит заключить дополнительное соглашение к Контракту и осуществить замену, на товар российского производителя.
В материалы дела представил платежное поручение N 9 от 15.11.2022 г. на сумму 2 209 550,00 руб. на закуп товара у российского производителя ООО "НПО Нефрон", однако из-за большой нагрузки на производстве, производитель указал сроки поставки товара не ранее декабря 2022 года.
Также представлена переписка с иными поставщиками (производителями) данного вида товара с целью возможности его приобретения.
Ввиду сложившихся обстоятельств непреодолимой силы, ограничивающих поставку картриджей бикарбонатных (бикарбонат натрия) для гемодиализа в РФ, просит не включать сведения об ООО "МЕДИКЭЛ М" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы Заказчика, пояснения Поставщика, комиссия пришла к следующим выводам.
14.06.2022 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322006795 о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для хронического диализа (картридж, сухой бикарбонатный). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 640 000,00 р. Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.06.2022 года ООО "МЕДИКЭЛ М" признано победителем аукциона с ценой контракта 1 887 600,00 руб.
11.07.2022 года между Заказчиком и Поставщиком заключен Контракт N 03402000033220083360001 на поставку расходного материала для хронического диализа (картридж, сухой бикарбонатный) (далее - Контракт).
В целях соблюдения требований ч.9 ст. 37 Закона о контрактной системе Обществом представлено гарантийное письмо, подтверждающее наличие товара в необходимом количестве.
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходного материала для хронического диализа (картридж, сухой бикарбонатный) (код ОКПД2: 32.50.50.190) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п. 1.2. Контракта номенклатура Товара, его количество, технические показатели определяются Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно Спецификации к Контракту, являющейся его неотъемлемой частью, Поставщик должен поставить следующий Товар:
N п/п |
Наименование Товара |
Наименование производителя, страны происхождения Товара |
Ед. измерения |
Количество, в ед. |
Цена за ед., включая Услуги, руб. (включая НДС) |
Общая стоимость, включая Услуги, руб. (включая НДС) |
1. |
Картридж, сухой бикарбонатный
Картридж бикарбонатный (бикарбонат натрия) для гемодиализа, вариант исполнения: Картридж бикарбонатный (бикарбонат натрия) SOLUCART PLUS для гемодиализа, Bellco S.r.l. |
"Беллко С.р.л.", Италия |
шт. |
9 000 |
160,45 |
1 444 050,00 |
1 000 |
160,41 |
160 410,00 |
||||
Итого: |
1 604 460,00 |
В соответствии с п.3.1.1 Контракта Поставщик обязан: поставить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.1. Контракта, поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки Заказчика.
Количество и объем заявок зависят от потребности Заказчика, возникшей в период действия Контракта.
Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается.
Поставка по направленной заявке осуществляется в полном объеме, частичная поставка не допускается.
В соответствии с п. 5.2. Контракта, датой поставки товара считается дата поставки с предоставлением документов, указанных в п. 5.3, 9.3 Контракта. При невыполнении данного условия, товар считается не поставленным, принятию и оплате не подлежит.
Направление заявок осуществляется по факсу, электронной почте, указанных в разделе "Адреса и реквизиты сторон".
Согласно п. 12.1. Контракта, Контракт вступает в силу с даты подписания и действует по "01" июня 2024 года, а в части расчетов до полного исполнения финансовых обязательств.
Согласно п. 12.3. Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 12.4. Контракта, стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с п. 12.5. Контракта, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
12.5.1. Поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
12.5.2. Нарушение поставщиком сроков поставки товара, предусмотренных контрактом, более чем на 14 календарных дней;
12.5.3. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Как следует из материалов дела Поставщик начал работу по поиску необходимого Заказчику товара до поступления заявки от Заказчика. Так, 24.06.2022 Поставщиком получено подтверждение заказа от официального дистрибьютора товара ООО "Медтроник" на закупку необходимого количества товара. Данные обстоятельства, со слов представителя Поставщика, явились основанием для направления Заказчику гарантийного письма при заключении Контракта.
24.08.2022 г. Заказчиком была направлена Поставщику заявка на поставку картриджей бикарбонатных в количестве 5 000 шт. на общую сумму 802 210,00 руб. Срок поставки до 05.09.2022 г.
Поскольку Товар по заявке не был поставлен в установленный срок, Заказчиком в адрес Поставщика направлены претензии (Исх.N 6084 от 12.09.2022 г., Исх.N 6287 от 23.09.2022 г.) с требованием поставить Товар по заявке от 24.08.2022 года в полном объеме и уплатить неустойку за просрочку поставки Товара.
09.09.2022 г. Заказчиком была направлена заявка на поставку товара в требуемом количестве 1 765 шт. По указанной заявке Поставщик 15.09.2022 г. поставил Товар в полном объеме, что подтверждается товарной накладной от 15.09.2022 г. N 500.
28.09.2022 Заказчиком направлена заявка Поставщику на поставку товара в количестве 3 000 шт. на общую сумму 481 350,00 руб.
Поскольку Товар по заявке не был поставлен в срок до 10.10.2022 г., Заказчиком в адрес Поставщика были направлены претензии (Исх.N 6740 от 14.10.2022 года, Исх.N 6934 от 26.10.2022 года, N 7135 от 07.11.2022 года) с требованием поставить товар по заявке от 28.09.2022 года в полном объеме и уплатить неустойку за просрочку поставки Товара.
27.09.2022 г. Поставщик письмом N 037/22 сообщает Заказчику о возникших задержках требуемого к поставке товара по независящим от него причинам. Доводит до сведения, что со стороны Поставщика ведется работа со сторонними поставщиками для возможности предложения аналогов товара, являющегося предметом Контракта.
В ответ на данное письмо Заказчик письмом от 29.09.2022 г. (Исх.N 6400) сообщает Поставщику о необходимости поставки товара в строгом соответствии с условиями контракта, в противном случае Заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Письмом от 05.10.2022 года (Исх.N 039/22) Поставщик предлагает осуществить замену картриджа бикарбонатный (бикарбонат натрия) SOLUCART PLUS для гемодиализа на картридж бикарбонатный (бикарбонат натрия) SOLUCART PLUS для гемодиализа с более низким содержанием сухого бикарбоната натрия, но при этом увеличив количество. 07.10.2022 г. Поставщик в адрес Заказчика направил письмо (Исх.N 040/22), в котором просит заключить дополнительное соглашение о поставке товара с аналогичными характеристиками российского производителя.
Письмом от 11.10.2022 (Исх.N 6668) Заказчик отказался от предложенной замены товара, сообщив, что Учреждению нужны картриджи с содержанием сухого бикарбоната натрия 850 грамм.
01.11.2022 г. Стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к Контракту, в котором договорились о поставке картриджа бикарбонатного российского производства - ООО "НПО "Нефрон", в количестве 8 235 шт.
29.11.2022 г. согласно товарной накладной N 634 от 29.11.2022 г. Поставщиком был поставлен товар в количестве 1260 шт. на общую сумму 202 167,00 руб. Согласно п.5.1 Контракта Заказчик отказался принять товар в связи с поставкой товара не в полном объеме (акт о несоответствии товара от 01.12.2022 г.).
Представитель ООО "МЕДИКЭЛ М" в материалы дела представил оплаченное платежное поручение N 9 от 15.11.2022 г. на сумму 2 209 550,00 рублей для закупа требуемого товара у ООО "НПО "Нефрон".
В связи с отсутствием поставки товара, 01.12.2022 г. ООО "МЕДИКЭЛ М" направило в адрес ООО "НПО "Нефрон" письмо N 489, с просьбой указать причины задержки поставки оплаченного товара. Ответ на данное письмо не получен, товар в адрес Поставщика не поставлен.
Рассмотрев представленные материалы Заказчика, пояснения Поставщика, комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения срока поставки товара.
Согласно п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В связи с неполучением Товара, неисполнением условий заключенного Контракта 18.11.2022 года, на основании п. 12.4 Контракта, Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 25.11.2022 года Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Поставщиком 25.11.2022 года в 12 ч. 56 мин.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является 25.11.2022 года.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 06.12.2022 года (согласно информации ЕИС).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 08.12.2022 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Пунктом 11 Порядка ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В материалы РНП Обществом представлены пояснения и документы, подтверждающие действия, направленные на исполнение Контракта, а также невозможность исполнения Контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
- переписка с официальным дистрибьютором ООО "Медтроник" (подтверждение заказа от 24.06.2022 г.), свидетельствующая о намерении поставить Товар;
- письмо ООО "Медтроник" от 21.09.2022 года о невозможности поставки картриджей бикарбонатных для гемодиализа (Беллко С.р.л., Италия) в связи с объявлением санкций, ограничивающих поставку в РФ;
- поставка товара 15.09.2022 г. в количестве 1 765 шт. на общую сумму 283 194,25 руб. по заявке Заказчика от 09.09.2022 г.; поставка товара от 29.11.2022 г. в количестве 1260 шт. на общую сумму 202 167,00 руб. (не принята Заказчиком в связи с неполным объемом товара);
- оплаченное платежное поручение от 16.11.2022 г. N 9 на сумму 2 209 550,00 руб., свидетельствующее о намерении поставить Товар, что также свидетельствует о предпринятых попытках поставить товар;
- переписка с Заказчиком о невозможности поставки картриджа бикарбонатного (бикарбонат натрия) SOLUCART PLUS для гемодиализа в требуемом количестве, а также просьба о замене товара на товар российского производителя с аналогичными характеристиками;
- ведение работы со сторонними поставщиками для возможности закупа требуемого товара.
Нарушение ООО "МЕДИКЭЛ М" своих обязательств по исполнению контракта при отсутствии у него намерения не исполнять контракт не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Кировское УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Общества, не выявила.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения Поставщика, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "МЕДИКЭЛ М" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" в отношении ООО "МЕДИКЭЛ М" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 11.07.2022 N 03402000033220067950001 на поставку расходного материала для хронического диализа (Картридж, сухой бикарбонатный) (номер извещения N 0340200003322006795) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 15 декабря 2022 г. N 043/06/104-1039/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022