На основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения от Регионального отраслевого объединения работодателей "Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области" (РООР "Магадан") о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителя РООР "Магадан" (далее - Заявитель) - <_> (протокол N 4-2019 от 24.01.19), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" (далее - ГКУ "Магаданский областной ОДИ", Заказчик), уведомленных надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении Заказчика - ГКУ "Магаданский областной ОДИ" при проведении электронного аукциона "Услуги частной охраны (выставление поста охраны)" (реестровый номер 0347200005722000023).
Форма проверки - документарная.
Внеплановая проверка проведена на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Закона о контрактной системе, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, Письма ФАС России N МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 08.12.2021 в Магаданское УФАС России от РООР "Магадан" (вх. N 3893-ЭП/22) поступила информация о нарушении ГКУ "Магаданский областной ОДИ" законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона "Услуги частной охраны (выставление поста охраны)" (реестровый номер 0347200005722000023).
06.12.2022 заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Услуги частной охраны (выставление поста охраны)" (реестровый номер 0347200005722000023).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 415 986,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 14.12.2022 10:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.12.2022, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 15.12.2022.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 14.12.2022 N ЦПА1 на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки участников, с идентификационными номерами: 1, 2. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 N ИЭА1, обе заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о закупке. Победителем признан участник с идентификационным номером 1 (ООО ОА "Страж"), сделавший минимальное предложение о цене контракта.
На момент проведения внеплановой проверки, процедура заключения контракта находится на этапе подписания исполнителем.
2. В соответствии с доводом жалобы, РООР "Магадан" полагает, что, исходя из положений извещения о закупке Заказчиком - ГКУ "Магаданский областной ОДИ" проводится закупка охранных услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Вместе с тем, в приложении к извещению - "Описание объекта закупки", проекте Контракта Заказчиком установлены требования о предоставлении дополнительной услуги: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, являющейся отдельным видом услуг требующей соответствующей лицензии.
По мнению Заявителя, данные противоречия положений извещения о закупке нарушают требования законодательства о контрактной системе и вводят в заблуждение потенциальных участников закупки.
2.1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охране) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Статьей 11.2 Закона об охране предусмотрены особенности лицензирования частной охранной деятельности.
В извещении, приложении к извещению - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком установлено требование к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Объектом рассматриваемой закупки являются услуги частной охраны. Заказчиком выбран код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 80.10.12.000 - Услуги охраны, включающий код по КТРУ - 80.10.12.000-00000003 - Услуги частной охраны (Выставление поста охраны).
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением, приложением к извещению - "Описание объекта закупки", Заказчиком проводится закупка следующих видов услуг по охране:
- Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
При этом, в пункте 1.1. проекта Контракта, пункте 1.1.1 Описания объекта закупки (приложение к извещению о закупке), Заказчиком установлено требование об оказании услуг охраны объектов и имущества на объектах, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию в соответствии с нормами национального стандарта РФ ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с применением мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования".
В письменном пояснении (вх. N 4032-ЭП/22 от 16.12.2022) Заказчик указывает, что пунктом 1.1 проекта Контракта, пунктом 1.1.1 Описания объекта закупки (приложение к извещению о закупке) в обязанность Исполнителю вменяется оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны): охрана объектов и имущества на объектах, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию в соответствии с нормами национального стандарта РФ ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с применением мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования". Исполнитель оснащает каждый стационарный пост охраны кнопками тревожного вызова собственной группы быстрого реагирования.
Тем самым, установленные характеристики и требования указывают на то, что закупается услуга по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию.
В извещении о закупке, приложении к извещению - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" Заказчиком установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в извещении о закупке, приложении к извещению - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено следующее требование к лицензии:
"Выписка (копия выписки) из реестра лицензий (Основание: п. 32 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") с разрешенными видами охранных услуг "охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.3 ст. 11 Законом РФ от 11.03.1992 г. N2487-1 "О частной детективной охранной деятельности Российской Федерации" (Основание: п. 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации")".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на оказание одного вида охранных услуг, при том, что фактически закупаются 2 отдельных вида услуг охраны, требующих соответствующей лицензии.
В действиях Заказчика при установлении требований к участникам закупки установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрен частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
2.2) Как установлено выше, в соответствии с положениями извещения о закупке услуги охраны должны исполняться в соответствии с нормами ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с применением мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования".
На заседании Комиссии Заявитель также указал, что данный ГОСТ содержит требование о наличии служебного огнестрельного оружия у сотрудников группы быстрого реагирования, используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Деятельность по оказанию охранных услуг, связанных с применением мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны, регламентируются ГОСТ Р 59044-2020 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с применением мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования".
Пунктом 5.2 раздела 5 "Требования к мобильным группам охраны (группам быстрого реагирования)" ГОСТ Р 59044-2020 установлено, что состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени.
В извещении о проведении закупки объект закупки соответствует коду КТРУ 80.10.12.000-00000003. При этом в описании позиции для вариативной характеристики "Наличие оружия у сотрудников мобильной группы" Заказчиком установлено значение "Нет".
Аналогичное условие имеется в описании объекта закупки.
Таким образом, Заказчиком, с учетом требований ГОСТ Р 59044-2020, неправомерно установлена характеристика оказываемой услуги охраны в отношении наличия оружия у сотрудников мобильной группы.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные противоречия положений извещения об электронном аукционе (предмет закупки не соответствует установленным характеристикам и требованиям), нарушают положения действующего законодательства и могут вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.
В действиях Заказчика при описании объекта закупки установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрен частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Иные требования законодательства о контрактной системе при проведении данного электронного аукциона, также явились предметом рассмотрения Комиссии, нарушений не установлено.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - Магаданского областного государственного казенного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" при проведении электронного аукциона "Услуги частной охраны (выставление поста охраны)" (реестровый номер 0347200005722000023) нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать поскольку данные нарушения не повлияли на определение победителя закупки.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 20 декабря 2022 г. N 049/10/99-271/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022