Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Осташовой Е.Э. начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от заявителя - Павленок С.Н.;
от уполномоченного органа - Лукъяненко М.Н.;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплексные Технические Решения Сахалин" (ИНН 6501304787) на положение извещения - утвержденное Муниципальным казённым учреждением: "Контрактная служба" Углегорского городского округа" (ИНН 6500003949) при проведении электронного аукцион по объекту: "Оснащение новой школы на 400 мест пгт. Шахтерск" (извещение N 0861600003822000109) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09.12.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в котором допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, заказчик установил требования к программному обеспечению, в частности к уникальному наименованию без права предоставления эквивалента. Кроме того в извещении отсутствует запрет в соответствии с Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем); конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Объектом закупки является "Оснащение новой школы на 400 мест пгт. Шахтерск": Программно-аппаратный комплекс (ПАК) Цифровая школьная библиотека.
Перечень доступного/предустановленного цифрового контента в рамках комплексного решения ПАК Цифровая школьная библиотека |
Учебники Просвещения (Lecta) Электронные формы учебников (федеральный перечень) |
Библиотека "Русского слова" Электронные формы учебников (федеральный перечень) |
ЯКласс Образовательный портал |
ЛитРес (Приложение Школа!) Школьная библиотека |
PROMT переводчик Переводчик (голосовой, текстовый, графический перевод) |
МЭШ Образовательная платформа МЭШ |
https://resh.edu.ru/ Образовательная платформа РЭШ |
https://www.culture.ru/ Сайт Министерства культуры РФ. Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России |
Excel Работа с документами |
Word Работа с документами |
PowerPoint Работа с документами |
Adobe Acrobat Работа с документами |
Gmail Почтовый клиент |
Яндекс почта Почтовый клиент |
Skype Приложение для видеоконференций |
Teams Приложение для видеоконференций |
Zoom Приложение для видеоконференций |
Калькулятор |
Календарь |
Open Camera |
QR Scaner |
Файловый менеджер |
Галерея |
При этом в п. 2 раздела "Исключающие и дополняющие положения" инструкции по заполнению заявки, указано, что наименования товарного знака, модели, знака обслуживания, фирменного наименования, патентов, технических условий на товар, полезных моделей, промышленных образцов, завода - изготовителя, производителя товара, страны происхождения товара по тексту не читать или читать в сопровождении слов "или эквивалент", если иные условия прямо не предусмотрены описанием объекта закупки.
Изучив представленную информацию, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, в том числе при установлении требований к участнику закупки в части заполнения заявки.
Таким образом, первый довод жалобы признается необоснованным.
Относительно довода об отсутствии запрета в соответствии с Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, Комиссией установлено следующее.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (ред. от 08.08.2022) "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") - установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств.
В извещении об аукционе указанный запрет не установлен.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что при формировании извещения заказчиком допущена ошибка и запрет предусмотренный ст. 14 Закона о контрактной системе не установлен.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о нарушении ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплексные Технические Решения Сахалин" (ИНН 6501304787) на положение извещения - утвержденное Муниципальным казённым учреждением: "Контрактная служба" Углегорского городского округа" (ИНН 6500003949) при проведении электронного аукцион по объекту: "Оснащение новой школы на 400 мест пгт. Шахтерск" (извещение N 0861600003822000109) -частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа N 1 пгт. Шахтерск Углегорского городского округа Сахалинской области нарушившим положения ч. 3 ст. 1 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Н. Ким
Е.Э. Осташова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 декабря 2022 г. N 065/06/106-751/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022