Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Центр утилизации": Кухтина Ю.В.;
от заказчика - КГБУЗ "Алтайская краевая офтальмологическая больница" Уткин Д.В.;
от уполномоченного органа - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Полковникова Н.С.;
рассмотрев жалобу ООО "Центр утилизации" на закупку N 0817200000322018142 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г", а также лекарственных, средств, пришедших в негодность", согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в единой информационной системе размещена жалоба ООО "Центр утилизации" на закупку N 0817200000322018142 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г", а также лекарственных, средств, пришедших в негодность".
Представитель ООО "Центр утилизации" пояснила, что Заказчиком допущено нарушение, в части не установления требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению доходов I-IV классов опасности, поскольку медицинские отходы класса Г подпадают под сферу регулирования Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения представили письменные объяснения, просили доводы жалобы оставить без удовлетворения.
Изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
06.12.2022 г. в единой информационной системе было размещено извещение N 0817200000322018142 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г", а также лекарственных, средств, пришедших в негодность".
Пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 4.1 N 89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, порядок обращения с медицинскими отходами не регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а регулируется соответствующим законодательством. Указанный вывод согласуется с позицией Минприроды России, в том числе изложенной в письме от 04.02.2022 N 25-47/3539.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Также в соответствии с частью 3 статьи 49 N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
Данные Санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию медицинских отходов, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в пункте 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с пунктом 157 СанПиН 2.1.3684-21 к медицинским отходам класса Г относятся:
отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 191 СанПиН 2.1.3684-21 сбор и временное хранение, накопление медицинских отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г").
Согласно пункту 192 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности.
Согласно пункту 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Таким образом, в СанПиН 2.1.3684-21 указано, что вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности, по отходам класса Б, В и Г подобных указаний не имеется.
Следовательно, положения СанПиН 2.1.3684-21, вопреки доводу, указанному в жалобе, не относят медицинские отходы класса Г к отходам производства и потребления, обращение с которыми регулируется нормами N 89-ФЗ.
Таким образом, нормы Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления не распространяются на медицинские отходы.
Указанная позиция подтверждается в Письмах Минприроды России 04.02.2022 N 25-47/3539, N25-47/28897 от 2 ноября 2020 г., N12-47/4056 от 29.02.2016, N12-50/3268-ОГ от 30.04.2015, N12-50/1025-ОГ от 12.02.2015 и др. и отражена в решениях Липецкого УФАС России от 28.09.2021 N048/06/105-1273/2021, Владимирского УФАС России от 16.08.2021 N033/06/69-760/2021, Санкт-Петербургского УФАС России от 05.04.2022 N44-1024/2022, Красноярского УФАС России от 23.08.2022 N024/06/106-2191/2022.
Довод представителя заявителя о том, что так как в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1447 "Об утверждении Правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств" уничтожение фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в связи с чем медицинские отходы класса Г подпадают под сферу регулирования 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" несостоятельна в связи со следующим.
Указанным постановлением регулируется порядок уничтожения изъятых из гражданского оборота фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств. Порядок сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации лекарственных средств, пришедших в негодность и являющихся медицинскими отходами, указанным постановлением не регулируется.
Объектом закупки является "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", "Г", а также лекарственных, средств, пришедших в негодность".
Лекарственные средства, пришедшие в негодность, подлежащие сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации в рамках данной закупки, образованы в процессе осуществления медицинской деятельности Заказчика, поэтому, в соответствии с письмом Министерства Здравоохранения РФ N 30-5/3080 от 11.08.2022 г. относятся к медицинским отходам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 889-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормы Закона N 89-ФЗ, а так же нормативных правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления не распространяются на медицинские отходы.
При таких обстоятельствах, жалоба ООО "Центр утилизации не подлежит удовлетворению".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Центр утилизации" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 декабря 2022 г. N 022/06/49-959/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022