Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей
от заявителя - С <_> не явился, к видеоконференции не подключился, уведомлен;
от заказчика - Администрации города Рубцовска Русаковой Ларисы Владимировны путем видеоконференции;
по обращению С <_> о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - Администрацией города Рубцовска при заключении договора от 06.05.2022 г. на проведение работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рубцовск, ул. Спортивная, д 23, а так же договора от 19.05.2022 г. на проведение работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рубцовск, ул. Заводская, д 09 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе.
Проверка начата: 19.12.2022 г., окончена 19.12.2022 г.
Место нахождения проверяемой организации: 658200, Алтайский край, город Рубцовск, проспект Ленина 130;
Место проведения контрольного мероприятия: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 06.05.2022 года по 28.11.2022 года.
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю из прокуратуры г. Рубцовска поступило обращение С <_> о нарушении заказчиком - Администрацией города Рубцовска требований Закона о контрактной системе при заключении договора от 06.05.2022 г. на проведение работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рубцовска, ул. Спортивная, д 23, а так же договора от 19.05.2022 г. на проведение работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Рубцовск, ул. Заводская, д 09.
Согласно обращению С <_> заказчиком неправомерно были заключены указанные договоры без проведения конкурсной процедуры определения подрядчика, а также выбранные подрядчики не обладают допуском саморегулируемой организации на осуществление работ по сносу объекта капитального строительства.
Представитель заказчика представила письменные и устные пояснения, согласно которым договоры были заключены с целью предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц на основании представления прокуратуры города Рубцовска от 25.01.2021 N 02-55-2021 о необходимости принятия мер по сносу расселенных многоквартирных аварийных домов с ИП Ц.<_> и ООО "У<_>", которые обратились в комитет Администрации города Рубцовска по управлению имуществом для выполнения вышеуказанных работ. Иных обращений от индивидуальных предпринимателей, третьих лиц или организаций по вопросу сноса данных домов не поступало. Данные лица на свой риск и под свою ответственность обязались выполнить все перечисленные в договорах условия. Начальная (максимальная) цена контрактов могла быть определена только проектно-сметным методом. Ввиду отсутствия финансового обеспечения на выполнение работ по сносу жилых домов, которое является необходимым условием для планирования закупок посредством формирования плана- графика, в соответствии со статьей 16 Закона о контрактной системе договор не мог быть заключен в рамках данного закона. В связи с отсутствием в условиях оплаты по договорам подряда бюджетных средств, договоры заключены без учета требований Закона о контрактной системе. Согласно договорам оплата за счет бюджетных средств за работы по сносу не производится, а материалы, полученные в результате сноса дома, переходят в собственность подрядчика. Стоимость материалов является расчетной. Фактическая стоимость полученных от разбора материалов может отличаться и зафиксировать ее на момент заключения договора невозможно. Механизм проведения подобных закупок (в счет материалов, твердая цена которых не определена) в рамках Закона о контрактной системе не регламентирован, практика проведения подобных процедур в Российской Федерации отсутствует. При проведении закупки в рамках Закона о контрактной системе снижение НМЦК до уровня имеющихся лимитов требует соизмеримого уменьшения объемов выполнения работ, соответственно, при отсутствии доведённых лимитов, требовать выполнения работ в объемах, предусмотренных сметой, не представляется возможным.
Относительно довода заявителя об отсутствии допуска СРО на снос объекта капитального строительства, представитель заказчика пояснила, что сумму обязательств, принятых на себя подрядчиками, определить не представляется возможным, расходы на снос подрядчики определяют самостоятельно, а расчетная сумма материалов, причитающаяся подрядчикам, не превышает один миллион рублей.
Ознакомившись с пояснениями, а также изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
Распоряжением Администрации г. Рубцовска от 26.08.2014 г. N 540-р многоквартирный дом по адресу : г. Рубцовск, Спортивная, 23 признан аварийным и подлежащим сносу.
06.05.2022 г. между Администрацией г. Рубцовска и ООО "У <_>" был заключен договор N б/н, согласно которому Подрядчик обязуется выполнить собственными и (или) привлеченными силами в соответствии с условиями договора квалифицированную работ по сносу жилого двухэтажного дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Спортивная , д. 23 и техническую рекультивацию земельного участка.
Согласно п. 5.1 договора все материалы, полученные в результате сноса жилого двухэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу г. Рубцовск, ул. Спортивная, 23 являются собственностью подрядчика. Подрядчик не имеет материальных претензий к Заказчику в связи с разницей между рыночной стоимостью строительных материалов, получаемых от разбора вышеуказанного здания и стоимостью работ по сносу, а также в связи с разницей фактически полученного количества материалов в результате сноса здания и их количеством и стоимостью, указанной в заключении специалиста Л.Г. Ф <_> от 06.04.2022 N 265-22.
Согласно заключению специалиста эксперта-оценщика Л.Г. Ф <_> от 06.04.2022 N 265-22 рыночная стоимость строительных материалов, получаемых от разбора жилого двухэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, Спортивная, д. 23, при его сносе, округленно составляет 176 882 рубля. Стоимость работ по демонтажу жилого двухэтажного здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, Спортивная, д. 23, согласно локального сметного расчета с учетом округления составляет 3 641 629 рублей.
Распоряжением Администрации г. Рубцовска от 01.08.2016 г. N 310-р многоквартирный дом по адресу : г. Рубцовск, Заводская, 09 признан аварийным и подлежащим сносу.
19.05.2022 г. между Администрацией г. Рубцовска и ИП Ц<_> был заключен договор N б/н, согласно которому Подрядчик обязуется выполнить собственными и (или) привлеченными силами в соответствии с условиями договора квалифицированную работ по сносу жилого двухэтажного дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Заводская, д. 09 и техническую рекультивацию земельного участка.
Согласно п. 5.1 договора все материалы, полученные в результате сноса жилого двухэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу г. Рубцовск, Заводская, д. 09, являются собственностью подрядчика. Подрядчик не имеет материальных претензий к Заказчику в связи с разницей между рыночной стоимостью строительных материалов, получаемых от разбора вышеуказанного здания и стоимостью работ по сносу, а также в связи с разницей фактически полученного количества материалов в результате сноса здания и их количеством и стоимостью, указанной в заключении специалиста Л.Г. Ф <_> от 25.04.2022 N 274-22.
Согласно заключению специалиста эксперта-оценщика Л.Г. Ф <_> от 25.04.2022 N 274-22 рыночная стоимость строительных материалов, получаемых от разбора жилого двухэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Рабочая, д. 09, при его сносе, округленно составляет 152 194 рубля. Стоимость работ по демонтажу жилого двухэтажного здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, Рабочая, д. 09, согласно локального сметного расчета с учетом округления составляет 3 468 636 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Исходя из представленных материалов Комиссия считает, что Заказчику при осуществлении закупок по сносу многоквартирных домов следовало руководствоваться принципами Закона о контрактной системе, направленными на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, и применить конкурентный способ определения подрядчика.
Доводы заказчика о том, что заказчик не несет финансовых обязательств, оплата по контракту не производится, не является основанием для неприменения конкурентных способов определения подрядчика.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода или нескольких методов.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Согласно части 1 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования (часть 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства" устанавливает, что в случае если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, к проекту прилагается смета на снос объекта капитального строительства (пункт 7).
Согласно ч. 5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
Согласно материалам дела проектно-сметная документация на снос домов не разрабатывалась.
В действиях заказчика имеются признаки нарушения требований ст. 22 Закона о контрактной системе, признаки состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
В соответствии частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не относятся к компетенции антимонопольного органа.
На основании изложенного, Комиссия считает необходимым передать материалы дела в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска для проведения проверки на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе к обоснованию начальной (максимальной) цены контакта.
Ввиду изложенного, Комиссия не имеет возможности проверить довод заявителя о том, что подрядчик должен иметь допуск саморегулируемой организации на выполнение работ по сносу объекта капитального строительства.
Руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях заказчика выявлены признаки нарушения требований ст. 8, 22, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска для проведения проверки на предмет обоснования начальной (максимальной) цены контракта и определения признаков состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ
Решение составлено на 3 (трех) листах / 6 (шести) страницах.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 декабря 2022 г. N 139-ВП/22 (ключевые темы: объекты капитального строительства - снос - контрактная система в сфере закупок - многоквартирный дом - конкуренция)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2022