Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальник отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: Куракина Г.С. (доверенность от 30.12.2021 года), Скоркина Н.В. (доверенность от 20.04.2022),
от заказчика - Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Верхнемамонская РБ": Резанова О.А. (доверенность от 12.12.2022 года),
от заявителя - ООО "НеваРостМед": Жилякова М.А. (доверенность от 28.11.2022 года),
рассмотрев жалобу ООО "НеваРостМед" на действия заказчиков и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0131200001022014650),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба на действия заказчиков при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0131200001022014650 , далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчиков, уполномоченного органа, выразившимися в формировании описания объекта закупки с нарушением требований ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, а именно: совокупность характеристик описания объекта соответствует товару единственного производителя - SonoScape.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
30.11.2022 года, уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 920 000,00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ООО РТС-Тендер.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 NИЭА1 контракт заключается с единственным участником закупки.
Согласно извещению о проведении аукциона объект закупки: Система эндоскопической визуализации. Код позиции по ОКПД2, КТРУ: 26.60.12.119-00000374.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки представлены в Описании объекта закупки (приложение N3 к извещению о проведении закупки), в том числе: п. 2Видеопроцессор
- 2.5. Система цифрового спектрального выделения капилляров и воспалительных изменений в тканях с мультицветовым картированием концентрации гемоглобина. Наличие
- 2.6.2. Выбор работы каждого алгоритма улучшения изображения и подавления шумов на нем не менее 16 степеней Наличие
- 2.14. Вывод видеоизображения с одновременным показом на экране уменьшенных сохраненных ранее изображений. Наличие
- 2.16. Встроенная в видеоцентр цифровая рабочая станция c защищенной системой хранения данных пациентов. Наличие
- 2.16.4. Клавиатура c трекболом или тачпадом для ввода данных и изменения параметров изображения. Наличие
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что функции, предусмотренные п.п. 2.5, 2.14, 2.16, п. 2 Описания объекта закупки отсутствуют у иных производителей, кроме SonoScape.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что заказчик при формировании описании объекта закупки руководствовался потребностью, связанной с осуществлением деятельности лечебного учреждения.
Функция п.п.2.5 Система цифрового спектрального выделения капилляров и воспалительных изменений в тканях с мультицветовым картированием концентрации гемоглобина позволяет обратить внимание врача на участки слизистой с повышенной васкуляризацией, улучшить визуализацию капиллярной сетки, что повышает качество диагностического исследования.
Вывод видеоизображения с одновременным показом на экране уменьшенных сохраненных ранее изображений (п.п.2.14) необходим для получения эндоскопических изображений, позволяющих оценить качество изображения, при этом не теряя контроля за положением эндоскопа в теле пациента
Встроенная в видеоцентр цифровая рабочая станция c защищенной системой хранения данных пациентов (п.п. 2.16) имеется в большинстве современных видеоэндоскопических систем. Требуется для восстановления хронологии событий в том числе в случае возможных разбирательств, так как информация о исследованиях и пациентах сохраняется в памяти эндоскопической системы и может быть изучена и проанализирована впоследствии.
Клавиатура c трекболом или тачпадом для ввода данных и изменения параметров изображения п.(п .2.16.4) необходима для экономии времени персонала и упрощения управления функциями видеоэндоскопической системы.
Представителем заказчика на рассмотрение жалобы представлена сравнительная таблица технических характеристик имеющегося на рынке оборудования: Система эндоскопической визуализации, в соответствии с которой совокупность характеристик, представленных в описании объекта закупки соответствует оборудованию: SonoScape HD-350, Pentax DEFINA EPK-3000, Olimpus CV-170, Fujifilm VP-3500HD.
Комиссия Воронежского УФАС России установила, что по коду позиции КТРУ: 26.60.12.119-00000374, во вкладке "описание товара, работы, услуги" указано- сведения отсутствуют.
Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Как пояснили представители заказчика, уполномоченного органа требования к товару установлены в соответствии с потребностями лечебного учреждения.
При описании объекта закупки не были использованы указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также иные запрещенные законом требования, при этом заказчиком указаны необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиками требований, установленных ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с представленной заказчиком в материалы дела информацией на рынке существует товар не менее четырех производителей, соответствующий Описанию объекта закупки: SonoScape , Pentax, Olimpus, Fujifilm.
Заявитель в жалобе указывает на то, что у производителя Olimpus в линейке товаров по данному направлению отсутствует видеколоноскоп, который при совокупности всех характеристик отвечает заданному параметру характеристики "диаметр инструментального канала, мм не менее 3,8" (п. 5.8), у данного производителя диаметр более 3,8 мм.
Вместе с тем, из представленной заказчиком сравнительной таблицы производителей усматривается, что видеколоноскопы других производителей удовлетворяют описанию объекта закупки.
Кроме того, аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением случаев, указанных в п.4 указанной статьи.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, отсутствуют основания для признания в действиях заказчика, уполномоченного органа действий, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или преимущественных условий участия в торгах.
Заявитель не доказал, что требования, включенные в документацию об аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение конкуренции.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не установила признаков ограничения конкуренции при проведении закупки, в связи с чем не находит оснований для передачи материалов проверки по жалобе в структурное подразделение, ответственное за возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу ООО "НеваРостМед" на действия заказчиков при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0131200001022014650) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 14.12.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 19.12.2022 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены комиссии Н.И. Сисева
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 декабря 2022 г. N 036/06/33-1488/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022