Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сороколетов М.С. - член Комиссии, специалист-эксперт;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Куракиной Г.С. (доверенность от 30.12.2021 года), Зуевой Ю.П. (доверенность от 06.09.2022),
заказчика - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области "Аннинский аграрно-промышленный техникум" Вербицкой М.Н.(доверенность от 12.12.2022 года N 150.3), Бич И.В. (доверенность от 12.12.2022 года N 150.4),
ООО ЧОО "РИКОШЕТ" Никитенко А. А. (доверенность от 12.12.2022 года),
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "РИКОШЕТ" на действия заказчиков-общеобразовательных учреждений Воронежской области, уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме: Оказание охранных услуг (извещение N 0131200001022014230),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО ЧОО "РИКОШЕТ" на действия заказчиков - общеобразовательных учреждений Воронежской области (заказчик-координатор - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Аннинский аграрно-промышленный техникум") (далее - заказчики), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме: Оказание охранных услуг (извещение N N 0131200001022014230) (далее - конкурс)
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчиков, уполномоченного органа, выразившимися в формировании описания объекта закупки с нарушением требований ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
25.11.2022 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта - 52 021 587.64 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ООО РТС-Тендер.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении конкурса объект закупки: оказание охранных услуг в отношении объектов:
Наименование, адрес Объекта | |
Казенное специальное учебно - воспитательное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Аннинская специальная общеобразовательная школа" |
Воронежская область, Аннинский район, п.г.т. Анна, ул. Ватутина, д. 44 |
Казенное общеобразо-вательное учреждение Воронежской области "Бобровская школа-интернат для обучаю-щихся с ограниченны-ми возможностями здоровья" |
Воронежская область, г. Бобров, ул. Комсомольская, 2. |
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" |
Воронежская область, г.Бобров, ул.Кирова, д.32 |
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Борисоглебская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
Объект, расположенный по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Ленинская/Народная, д.70/27 (в состав которого входят здание основного учебного корпуса и нежилые помещения вспомогательного назначения) |
Объект, расположенный по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Народная,/Ленинская д.26/49 (в состав которого входят основное здание и нежилые помещения вспомогательного назначения) | |
Объект, расположенный по адресу Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Ленинская, д.63 (в состав которого входят здание спального корпуса и нежилые помещения вспомогательного назначения) | |
Объект, расположенный по адресу Воронежская область, Борисоглебский городской округ, с. Чигорак, территория ДОЛ "Заря". Объект включает в себя административные здания, здания спальных корпусов, хозяйственные постройки и объекты гигиенического и коммунально-бытового назначения | |
"Казенное образовательное учреждения Воронежской области "Борисоглебский кадетский корпус" |
Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. Рубежная, дом 24 |
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
1 пост Воронежская область, Новохоперский район, с. Елань-Колено, ул. Красный Октябрь, д. 86-а |
2 пост стационарный Воронежская область, Новохоперский район, с. Елань-Колено, ул. Красный Октябрь, д. 86-а | |
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Краснянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
Объект, расположенный по адресу Воронежская область, Новохоперский р-он, с. Красное, ул. пл. Революции, д.16 (в состав которого входят здание основного учебного корпуса и нежилые помещения вспомогательного назначения) |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Аннинский аграрно-промышленный техникум" |
Пост 1 (учебный корпус) Воронежская область, п.г.т. Анна, ул. Чехова, 1А |
Пост 2 (общежитие) Воронежская область, п.г.т. Анна, ул. Чехова, 1А | |
Пост 3 (входная группа) Воронежская область, п.г.т. Анна, ул. Чехова, 1А | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Борисоглебский технолого-экономический техникум" |
Учебный корпус N 1, г. Борисоглебск, ул. Советская, д. 15 |
Учебный корпус N 2, г. Борисоглебск, ул. Дубровинская, д .81 | |
Общежитие, г. Борисоглебск, ул. Юбилейная, д. 65Б | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий" |
Учебный корпус N 1, Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. Третьяковская, 14 |
Учебный корпус N2, Воронежская обл., г. Борисоглебск, Юго-Восточный микрорайон, б/н | |
Учебный корпус N3, Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. Первомайская, 66 | |
Учебно-производственные мастерские N2, Воронежская обл., г. Борисоглебск, Юго-Восточный микрорайон, б/н | |
Общежитие N1, Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. Третьяковская, 16 | |
Общежитие N2, Воронежская обл., г. Борисоглебск, Юго-Восточный микрорайон, б/н | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Борисоглебский дорожный техникум" |
Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Советская 123, учебный корпус |
Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Советская 123, общежитие N 1 | |
Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Советская 123, общежитие N 2 | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Борисоглебский сельскохозяйственный техникум" |
Здание 1-го учебного корпуса ГБПОУ ВО "БСХТ" по адресу: г. Эртиль, ул. Героя Колбнева,6А |
Здание 1-го учебного корпуса ГБПОУ ВО "БСХТ" по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская,13 | |
Здание 2-го учебного корпуса ГБПОУ ВО "БСХТ" по адресу: г. Борисоглебск, ул. Ленинская,80 | |
Здание общежития ГБПОУ ВО "БСХТ" по адресу: г. Борисоглебск, ул. Дубровинская,48а | |
Здание 2-го учебного корпуса ГБПОУ ВО "БСХТ" по адресу: г. Борисоглебск, ул. Ленинская,80 | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Бутурлиновский механико-технологический колледж" |
Учебный корпус N1 Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Блинова 2 |
Учебный корпус N2 Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Блинова 56 | |
Учебный корпус N3 Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Петровского 42 | |
Общежитие N1 Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Блинова 25 | |
Общежитие N2 Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Дорожная 31 | |
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области "Бутурлиновская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Красная, д.72 |
Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Красная, д.43 | |
ГБПОУ ВО "Хреновская школа наездников" |
Учебный корпус N 1, 397740, Воронежская обл., Бобровский р-н, с.Слобода, ул. Центральная усадьба конного завода, д.15 |
Общежитие N 1 397740, Воронежская обл., Бобровский р-н, ул. Центральная усадьба конного завода, д.14 | |
Общежитие N 2 397740, Воронежская обл., Бобровский р-н, ул. Центральная усадьба конного завода, д.13 | |
Общежитие N3 397740, Воронежская обл., Бобровский р-н, ул. Центральная усадьба конного завода, д.12 | |
Гостиница 397740, Воронежская обл., Бобровский р-н, ул. Центральная усадьба конного завода, д.17 | |
Учебный корпус N 2 397740, Воронежская обл., Бобровский р-н ул. Центральная усадьба конного завода, д.16 | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Бобровский аграрно-индустриальный колледж имени М.Ф. Тимашовой" |
ГБПОУ ВО БАИК Общежитие Воронежская г. Бобров, ул. 22 Января 13А |
ГБПОУ ВО БАИК Учебный корпус Воронежская г. Бобров, ул. Полевая д.2А | |
ГБПОУ ВО БАИК Учебный корпус Воронежская г. Бобров, ул. Полевая д.2А | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Хреновской лесной колледж имени Г.Ф.Морозова" |
Пост 1 Воронежская область, Бобровский район, село Слобода, улица Большая, дом 44. |
Пост 2 Воронежская область, Бобровский район, село Слобода, улица Большая, дом 44. | |
Пост 3 Воронежская область, Бобровский район, село Слобода, улица Большая, дом 44. | |
Пост 4 Воронежская область, Бобровский район, село Слобода, улица Большая, дом 44. | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум |
Воронежская область, Таловский район, п. Верхнеозерский, ул. Мичурина стр.2 |
Воронежская область, Таловский район, п. Верхнеозерский, ул. Мичурина стр.4 | |
Воронежская область, Таловский район, п. Верхнеозерский, ул. Мичурина стр.3 | |
Воронежская область, Таловский район, п. Верхнеозерский, ул. Смирнова стр.5 |
По мнению заявителя Приложением N 6 "Информация о заказчиках и месте оказания услуг" в один лот незаконно объединены услуги, которые должны выполняться в разных населенных пунктах различных административных районов Воронежской области, не граничащих друг с другом, расположенных на значительном удалении, более 100 км, что ограничивает потенциальное количество участников закупки. Необоснованное укрупнение лота предполагает наличие у участников большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, что также ограничивает количество участников закупки, нарушает требования ч. 3 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приложением N 4 к извещению "Требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки на участие в закупке" установлено требование к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)". Указанный опыт должен подтверждаться исполненным договором и актом приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг. Таким образом, установлено требование о наличии опыта оказания охранных услуг на сумму не менее - 10 404 317, 53 руб. При этом указанная стоимость не соответствует рыночным ценам, искусственное завышение цены приводит к установлению невыполнимого требования к участникам закупки.
Согласно Приложению N 3 к извещению "Описание объекта закупки" необходимое количество сотрудников, которые должны работать у потенциального участника значительно превышает 100 человек (исходя из количества объектов и графика работы постов), что ограничивает возможность участия в закупке организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Так, согласно пп. 15 ч. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек.
Стоимость часа, указанная в Приложении N 1 к извещению "Обоснование НМЦК" определено в нарушение правил, установленными Приказом Росгвардии от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг". Стоимость часа в закупочной документации занижена. Согласно ч. 7 ст. 22, ст. 19 ФЗ N 44 при установлении начальной цены контракта должен применяться нормативный метод определения цены, который заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, на основе требований, установленных в соответствии со ст. 19 ФЗ N 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с указанной статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
Заказчиками, перечисленными в Приложении N 6 - Информация о заказчиках, месте оказания услуг, закупаются одни и те же услуги - охранные услуги. Кроме того, к описанию объекта закупки установлены идентичные функциональные, технические, качественные характеристики.
Следовательно, проведение совместной закупки на оказание охранных услуг не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ. Довод заявителя в данной части является несостоятельным.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В п. 34 раздела VI Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам Отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющихся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено дополнительное требование к участникам закупок о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). При этом цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Документами, подтверждающими опыт оказания услуг, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Аналогичные требования к участникам закупки установлены в извещении о проведении конкурса (Приложение N4. Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по заполнению).
20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта 52 021 587, 64 руб. составляет 10 404 317, 53 руб. Таким образом, участник закупки в подтверждение опыта оказания охранных услуг должен предоставить контракт, заключенный на сумму не менее 10 404 317, 53 руб.
Кроме того, в случае проведения совместного конкурса или аукциона положения настоящего пункта и положения, касающиеся начальной (максимальной) цены контракта, применяются к сумме начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения такого совместного конкурса или аукциона, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, - к сумме максимальных значений цены контракта. Опытом исполнения договора также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения договора установлено в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что в извещении об осуществлении закупки и приложениях к нему отсутствует требование к численности сотрудников необходимых для оказания услуг, следовательно, довод ООО ЧОО "Рикошет" о невозможности участия в закупке организаций применяющих упрощенную систему налогообложения не обоснован. Участником закупки может стать любая организация, как применяющая упрощенную систему налогообложения, так и действующая по общим правилам налогового законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно, помимо прочего, содержать электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта представлено в приложении N1 извещения об осуществлении закупки, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта принята заказчиками в размере доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2023 год, на основании ч. 2 ст. 72, ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с тем что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о ненадлежащем образом осуществленном обосновании начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией Воронежского УФАС России не рассматривается.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением случаев, указанных в п.4 указанной статьи.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с информацией, представленной заказчиком, уполномоченным органом на рынке охранных услуг Воронежской области действуют в менее трех исполнителей, соответствующих требованиям извещения о проведении конкурса: ООО ЧОП "Орлан", ООО ЧОП "Русь", ООО "Экономическая безопасность-Гарант".
Таким образом, отсутствуют основания для признания в действиях заказчика, уполномоченного органа действий, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или преимущественных условий участия в торгах.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Воронежского УФАС России не установила признаков ограничения конкуренции при проведении закупки, в связи с чем не находит оснований для передачи материалов проверки по жалобе в структурное подразделение, ответственное за возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, принимая во внимание те обстоятельства, что заявитель участие представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, свидетельств нарушения его прав и законных интересов, не представил, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу ООО ЧОО "РИКОШЕТ" на действия заказчиков, уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме: Оказание охранных услуг (извещение N 0131200001022014232) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 14.12.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 19.12.2022 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены комиссии М.С. Сороколетов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 декабря 2022 г. N 036/06/33-1465/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022