Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранное Предприятие "Аллюр" (далее - ООО ОП "Аллюр", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (Реестровый номер 22.32.2466) (извещение N 0152200004722002484) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Специализированный дом ребенка" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заказчика и публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (далее - ПАО "Промсвязьбанк", банк), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 25.01.2022),
уполномоченного органа - "_", начальника ГУКС Омской области, "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (NN 12591-ЭП/22, 12599-ЭП/22 от 16.12.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 28.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 2345760 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 12.12.2022 ценовые предложения были поданы 3 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 2052540 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 23 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки была отклонена (заявитель), победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (идентификационный номер 26, общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Эксперт-Секьюрити").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с несоответствием независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
ГУКС Омской области были направлены (вх. N 12820-ЭП22 от 21.12.2022) пояснения на доводы жалобы, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки заявителя отсутствуют.
ПАО "Промсвязьбанк" на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/9981/22 от 16.12.2022) о предоставлении письменных пояснений о соответствии выданной независимой гарантии N 47400-22-10 от 30.11.2022 требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок было сообщено (вх. N 12815-ЭП22 от 21.12.2022) о том, что выбор формы выданной независимой гарантии был осуществлен заявителем.
При этом, как отмечено банком, из заключенного между ПАО "Промсвязьбанк" и ООО ОП "Аллюр" договора присоединения о предоставлении банковской гарантии следует, что последним полностью и безоговорочно приняты его условия.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 данного закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Пунктом 1 части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется, в том числе путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 такого закона.
В силу пункта 2 части 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 данного закона.
На основании части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей данного закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей такого закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
Согласно Типовой форме независимая гарантия наряду с иной информацией должна содержать телефон, адрес электронной почты принципала и бенефициара.
Кроме того, абзацем 8 пункта "а" Дополнительных требований установлено обязательное закрепление в независимой гарантии условия о рассмотрении требования заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, утвержденным Постановлением N 1005.
Из поданной ООО ОП "Аллюр" жалобы следует, что в качестве обеспечения заявки была получена независимая гарантия N 47400-22-10, реестровая запись о которой в составе реестра в единой информационной системе в сфере закупок была размещена 30.11.2022. В качестве гаранта согласно выписке из реестра независимых гарантий выступает ПАО "Промсвязьбанк".
В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных частью 6 статьи 45 данного закона.
Порядок рассмотрения заявок участников закупки при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно названной норме не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 данного закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152200004722002484 от 14.12.2022 заявка общества была отклонена в связи с несоответствием независимой гарантии требованиям части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Обоснованием принятого уполномоченным органом решения явилось следующее:
"- несоответствие типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (в том числе отсутствуют сведения о номерах телефона и адресах электронной почты принципала и бенефициара);
- отсутствует условие о рассмотрении требования заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения вышеуказанного требования и документов, предусмотренных перечнем документов, представляемых заказчиком гаранту, установленное пунктом "а" дополнительных требований к независимой гарантии".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
01.10.2022 вступили в силу изменения в Постановление N 1005 в части утверждения Типовой формы независимой гарантии. При этом спорная независимая гарантия выдана заявителю 30.11.2022.
Таким образом, на момент выдачи независимой гарантии обществу Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, являлась обязательной.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки ООО ОП "Аллюр", не противоречат положениям пункта 2 части 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Также нельзя согласиться с доводом заявителя о нарушении уполномоченным органом положений части 7 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, регламентирующей порядок осуществления действий в случае отказа в принятии независимой гарантии, в связи с тем, что информирование об этом лица, предоставившего независимую гарантию, в данном случае осуществляется путем указания таких причин в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что фактически и было отражено в протоколе подведения итогов по результатам рассматриваемой закупки.
Вместе с тем Комиссией в результате проведения внеплановой проверки было установлено, что независимая гарантия, выданная банком, не соответствует как Типовой форме, так и Дополнительным требованиям.
В связи с чем вышеуказанные действия ПАО "Промсвязьбанк" нарушают часть 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия признает жалобу заявителя необоснованной и считает возможным выдать предписание в целях устранения нарушения его прав и законных интересов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранное Предприятие "Аллюр" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (Реестровый номер 22.32.2466) (извещение N 0152200004722002484) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Специализированный дом ребенка".
2. Признать в действиях публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" нарушение части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, оператору электронной площадки ЭТП Газпромбанк и публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 декабря 2022 г. N 055/06/48-1103/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022