Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: < >, председателя Комиссии, врио заместителя руководителя; членов Комиссии: < >, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, < >, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, при участии представителей Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" < > (доверенность б/н от 08.09.2022), < > (доверенность б/н от 15.12.2022), представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" < > (доверенность N2 от 11.01.2022), в присутствие представителя ИП < > < > (доверенность б/н от 15.12.2022), в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП < > N08/12-01 от 08.12.2022 (вх. N3520-ЭП/22 от 09.12.2022) на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр") при проведении электронного аукциона на поставку биохимических реагентов для определения ферментов (извещение N0859200001122015508 от 01.12.2022) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку биохимических реагентов для определения ферментов (далее - электронный аукцион).
01 декабря 2022 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 496 492 рублей 71 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) нарушены требования постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталогов товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как не использовались позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - Постановление N145), в частности, Креатинин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ (КТРУ 21.20.23.110-00000213);
2) действия Заказчика, выразившиеся в установлении в описании объекта закупки требований к товару, влекут за собой ограничение количества участников закупок, а именно соответствуют медицинскому изделию единственного производителя АО "Диакон-ДС".
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N517 от 15.12.2022 (вх. N3643-ЭП/22 от 15.12.2022) Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. Кроме того, Заказчиком использованы обязательные к применению характеристики позиции КТРУ, а также дополнительные характеристики товара с приведением соответствующего обоснования.
В отзыве на жалобу N3388 от 15.12.2022 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталогов товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как не использовались позиции каталога товаров, работ, услуг, в частности, Креатинин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ (КТРУ 21.20.23.110-00000213)
Постановлением N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка биохимических реагентов для определения ферментов, в том числе:
1. Набор реагентов для определения креатинина;
2. Набор реагентов для определения мочевины;
3. Набор реагентов для определения аспартатаминотрансферазы
4. Набор реагентов для определения аланинаминотрансферазы
5. Набор реагентов для определения щелочной фосфатазы
6. Набор реагентов для определения общего белка
7. Набор реагентов для определения глюкозы
8. Набор реагентов для определения железа
9. Набор реагентов для определения фосфора
10. Набор реагентов для определения кальция
11. Набор реагентов для определения альбуминов
12. Набор для определения общего билирубина
13. Набор реагентов для определения триглицеридов
14. Набор реагентов для определения холестерина
15. Набор реагентов для определения лактатдегидрогеназы
16. Мультикалибратор Универсальный
17. Реагенты диагностические для биохимических исследований in vitro: Контрольная сыворотка "Норма"
Согласно информации, размещенной в ЕИС, в разделе "Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержится такая позиция, как 21.20.23.110-00000213 (Креатинин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ) и указаны следующие характеристики:
Количество выполняемых тестов (характеристика является обязательной для применения) |
2000 |
Штука |
Назначение (характеристика является обязательной для применения) |
Для анализаторов открытого типа и ручной постановки |
|
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что позиция КТРУ 21.20.23.110-00000213 (Креатинин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ), на которую ссылается Заявитель, не отвечает потребностям Заказчика, поскольку лечебное учреждение использует оборудование, которое находится у него на балансе - биохимический анализатор Фуруно СА270, оснащенный встроенным сканером штрих-кодов, и, выбрав в описании позицию КТРУ 21.20.23.110-00000213 с назначением "Для анализаторов открытого типа и ручной постановки" не сможет получить необходимые наборы, так как данные наборы не подойдут к анализатору, имеющемся у Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку раздел "Описание объекта закупки" не противоречит Постановлению N145.
2) Согласно доводу Заявителя действия Заказчика, выразившиеся в установлении в описании объекта закупки требований к товару, влекут за собой ограничение количества участников закупок, а именно соответствуют медицинскому изделию единственного производителя АО "Диакон-ДС".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка биохимических реагентов для определения ферментов.
Вместе с тем Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки по позициям, оспариваемым Заявителем.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, и уникальными товарами единственного производителя.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о ФКС.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Кроме того, приведенная выше позиция подтверждается в том числе протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в электронном аукционе подана единственная заявка и по оспариваемым Заявителем позициям к поставке предложен товар производителя АО "Диакон-ДС".
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя < > обоснованной в части установления требований, влекущих ограничение конкуренции.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В остальной части отказать.
4. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/106-714/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 21 декабря 2022 г. N 062/06/106-714/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022